Снег сошел, асфальт растаял

Виновник ДТП – дорога?

Ежегодно вскрывающиеся “косяки” подрядчиков-дорожников и халатность (мягко говоря) заказчиков ремонта радуют лишь владельцев СТО, которым без работы сидеть не приходится, да нас, журналистов, которым писать на данную тему – не переписать. Карагандинские автовладельцы по весне теряют немыслимое количество нервных клеток, демонстрируя мастерство в “езде с препятствиями”, а сотрудники полиции не успевают фиксировать дорожно-транспортные происшествия, случающиеся на почве такой езды.

– Я не владею точной статистикой, да и в дорожной полиции она вряд ли ведется, но уверен: большой процент ДТП, случающихся по весне, происходит из-за “убитых” дорог, – высказал свое мнение руководитель ОО “Общество содействия автомобилистам” Руслан ЛАЗУТА. – Я сам не раз наблюдал на дорогах такую картину: водители, чтобы объехать страшные ямы, были вынуждены выезжать на встречную полосу. И, как представителю общественного объединения, мне приходилось защищать в судах интересы таких автовладельцев, которые попадали в аварии из-за некачественных дорог и на которых пытались свалить вину за ДТП. Мы выигрывали такие дела, и суд наказывал дорожников, а не водителей.

Общественник считает, что в этом году количество ДТП вполне может возрасти. Все по той же причине – несмотря на выделяемые ежегодно миллиарды тенге, ремонт дорог в Караганде, увы, никак не улучшает их качество.

Закатали миллиарды

В свете кризисной экономической ситуации в стране и мире спорить с этим утверждением трудно. Если в 2013–2014 годах в ремонт карагандинских дорог было вложено более чем по 2,7 миллиарда тенге, на которые заасфальтировали в 2013 году 60 улиц, а в 2014-м – 21 улицу и 60 проездов и переулков, то в 2015-м выделенная сумма чуть уменьшилась и составила 2,6 миллиарда тенге.

Согласно последнему отчету акима Караганды Нурлана АУБАКИРОВА, в 2015 году “на строительство, средний ремонт и содержание автомобильных дорог города выделено свыше 4 миллиардов тенге”. В эту сумму вошло выполнение среднего ремонта 19 участков автодорог протяженностью 34,2 километра. Причем капитального комплексного ремонта с нанесением щебеночно-мастичного асфальтобетона и заменой бордюров удостоились лишь четыре улицы – пр. Шахтеров, ул. Букетова, часть пр. Бухар жырау и ул. Алалыкина. Остальные дороги покрыли обычным асфальтом. По свидетельству автомобилистов, после первой же зимы ничто уже не напоминает о том, что они были отремонтированы менее года назад.

– Чтобы спокойно ездить по городу, нужно как минимум запастись валерьянкой, – негодует автовладелец Дмитрий ФРОЛОВ. – Даже те дороги, которые ремонтировались прошлой осенью, уже ни на что не годятся. Центральные дороги – мост на Федоровку, улица Гоголя, дороги в районе Центрального рынка, подъезды к вокзалу – как после бомбежки. Про отдаленные районы я молчу: в Пришахтинск, ЖБИ, Сортировку даже ездить не хочется. С нас еще и налоги берут! Да это нам, автовладельцам, должны платить компенсацию за езду по такому бездорожью!

Панацея от плохих дорог?

Планы на ремонт дорог в 2016 году у властей города были большие. В 2015-м работники акимата выезжали на улицы Караганды, чтобы выяснить, какие находятся в наиболее плачевном состоянии, и включить в заявку их ремонт. В результате такого обследования выявили 37 городских дорог, особенно нуждающихся в реставрации. Руководитель отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог акимата Караганды Шолпан ЖУСУПОВА тогда озвучила сумму, необходимую на выполнение намеченной задачи: 8 миллиардов тенге.

Однако реальность внесла свои коррективы в грандиозные планы чиновников. Согласно отчету заместителя акима Караганды по вопросам социально-экономического развития Ризы МУКЕЕВОЙ, расходы бюджета города на 2016 год сложились в 27 миллиардов 151 миллион тенге. Из них на развитие транспортной инфраструктуры планируется направить 1 миллиард 438 миллионов тенге. Сюда же, помимо ремонта дорог, входят: обеспечение безопасности дорожного движения, ремонт ливневой канализации, содержание дорог. Плюс, конечно же, определенная сумма из областного и республиканского бюджетов. На 2016 год объемы трансфертов и кредитов из вышестоящей казны определены в сумме 10 миллиардов 742 миллиона тенге. Сколько из них выделят на дороги, пока неизвестно.

Впрочем, даже если сумма будет не меньше, чем в прошлые годы, относительно результата карагандинские автолюбители особых иллюзий не питают.

– Я считаю, качество наших дорог не улучшится до тех пор, пока в Казахстане не снимут вето на смертную казнь и не расстреляют, как в Китае, парочку коррумпированных чиновников, берущих откаты, и парочку руководителей ремонтно-дорожных организаций, откаты дающих, – резко высказался Руслан Лазута. – Все остальные меры вроде судебных исков заказчика к подрядчику за некачественно выполненную работу – это просто профанация и очковтирательство.

Пока же мораторий на смертную казнь в нашей стране действует, автовладельцы шахтерской столицы возмущаются “на кухне” да в соцсетях. На одном из форумов даже объявили конкурс на самую “убитую” из отремонтированных дорог Караганды. Подозреваю, что победителя в этом конкурсе выбрать будет сложно – уж очень много номинантов…

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН