Региональный рынок Азиатско-тихоокеанского региона в современных условиях - наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному экономическому росту азиатских индустриальных стран.
Внутриэкономическое развитие и международная специализация обуславливает взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности.
На протяжении всего ХХ века Тихий океан был ареной полититической и экономической борьбы крупнейших мировых держав.
Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном США и СССР), во второй половине столетия проходил экономический взлет Японии, Китая и других индустриальных стран.
В то же время существующие противоречия, связанные с различными интересами стран Азиатско-Тихоокеанского региона стали причиной возникновения организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана.
При этом предлагались различные варианты организации, ее статуса и механизма существования структурных подразделений. Так, Вашингтон ставил во главу угла военно-политические интересы и предлагал создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО.
Токио, разрабатывал идею создания организации, базирующейся на экономических основах. Азиатские страны предложили консультативный форум, который помогал бы шаг за шагом двигаться к общему согласию. Название организации было одним из камней преткновения. Одними из вариантов названия ее были Тихоокеанская зона свободной торговли и Сообщество Тихоокеанского Кольца.
В 1967 году был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна, в 1968 проведена первая Тихоокеанская конференция по торговли и развитию, в 1980 году учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества.
Однако ни одна из этих организаций не выполняла функции координирующей региональной экономической структуры. В 1989 году по инициативе Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно новая организация, сумевшая путем синтеза разнообразных концепций сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения - форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.
Первоначально в него входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились следующие страны: в 1991 году - Гонконг, Китай, и о. Тайвань, в - 1993 году Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 году - Чили, в 1998 году - Вьетнам, Россия и Перу.
Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до 2008 года) моратория на прием новых членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а так же Латинской Америки желание влиться в ее ряды.
Такое количество государств, среди которых как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обуславливает экономическую мощь организации, а, учитывая высокие темпы развития большинства участников форума, и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене.
АТЭС составляет почти половину мировой экономики.
К началу XXI века на страны форума приходилось свыше 41% объемов внешней торговли в мире, в них проживает более 1/3 населения планеты (2,6 млрд. человек). АТЭС представляет самый динамично развивающийся регион в мире, на который за последние 10 лет приходится 70% мирового экономического роста.
Создание АТЭС усилило экономические связи между странами. За 1990 - 2000 гг. доля экспорта стран-членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта - 65,4% до 68,1%.
Стоит отметить, что на втором саммите, состоявшемся в г. Богора (Индонезия) в ноябре 1994 года, была принята "Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС", в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации. При этом были оговорены сроки ее осуществления:
для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г.,
для развивающихся - к 2020 г.
На очередной встрече в Японии (1995г.) принятая программа действий определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам - членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения "богорских целей", среди которых также значатся: тарифы и нетарифные ограничения, инвестиции, таможенные процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств во Всемирной торговой организации, посредничество в спорах.
17-21 октября 2001г. в Шанхае состоялись 9-я неформальная встреча глав государств и правительств АТЭС, 13-я встреча министров иностранных дел и торговли, а также деловой саммит Форума.
Главной темой форума была борьба с международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на не политический характер организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС - экспортно-ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11 сентября 2001 г. в США неблагоприятная конъюнктура серьезнейшим образом воздействовала регион.
Лидеры заявили о своей приверженности делу предотвращения и пресечения любых видов террористических актов в будущем в соответствии с Уставом ООН и другими нормами международного права и обязались незамедлительно выполнить резолюции Совета Безопасности ООН № 1368 и № 1737.
17-18 ноября 2004 года в Сантьяго (Чили) состоялось Шестнадцатое министерское совещание форума АТЭС, где собрались министры, представляющие Австралию, Бруней, Вьетнам, Гонконг (Китай), Индонезию, Канаду, Китайскую Народную Республику, Республику Корея, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Перу, Российскую Федерацию, Сингапур, Таиланд, Китайский Тайбэй, Республику Филиппины, Соединенные Штаты Америки, Чили и Японию, на долю экономик которых в совокупности приходится 47% мировой торговли и более 60% мирового ВВП.
Главный девиз организации "АТЭС значит дело" - подтверждается круглогодичной работой ее многочисленных подразделений.
Образованный в 1993 году Секретариат (расположенный в Сингапуре) является, как это определено в его рабочих документах, "основным механизмом поддержки идущих в АТЭС процессах".
Непосредственная работа по исполнению Осакской ведется в узкоспециализированных рабочих органах: комитетах, подкомитетах, и рабочих группах.
Одна из отличительных черт организации - постоянный диалог между властными и предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС изначально был учрежден для создания комфортной бизнес-атмосферы в регионе.
Этот диалог поддерживается через образованный в 1995 году Деловой консультативный совет, в который входит не более трех представителей бизнеса от каждой страны-члена АТЭС. Председательствуют в АТЭС посменно разные страны-участники сроком - один год.
Страна-председатель ответственна за организацию министерских встреч и саммитов глав государств и правительств. На сегодняшний день председательствует Южная Корея. А в 2006 "пальма первенства" перейдет Вьетнаму.
Популярность данной организации и ее возможности притягивают своими перспективами многие государства СНГ, включая и центрально-азиатские республики.
Не стал исключением и Казахстан. Начиная с 2000 года Астана не оставляет попыток стать полноценным членом АТЭС. Какие дивиденды может получить Казахстан от членства в данной организации?
Плюсы можно условно разбить на несколько групп:
интеграция казахстанской экономики в межгосударственную экономическую систему стран-членов АТЭС;
налаживание более тесных партнерских отношений, основанных на взаимовыгодных условиях в областях, связанных с добычей, транспортировкой и потреблением полезных ископаемых, которыми так богат Казахстан;
постепенная реализация многовекторной политики, так как в последнее время Казахстан больше ориентирован на Запад, когда как страны-члены АТЭС представляют для Казахстана больше возможностей для самореализации, чем страны Запада.
Учитывая тот факт, что форум АТЭС ранее представлял "младшего брата ВТО", а сегодня перерос ВТО и стал не только экономическим, но и политическим межгосударственным объединением, то Казахстану подобное членство не только пойдет на пользу в финансово-экономическом плане, но и сулит политические дивиденды в азиатско-тихоокеанском регионе.
Принимая во внимание, что деятельность АТЭС в последнее время привлекает внимание стран всего мира, то можно говорить о росте популярности данной организации и насколько скоро произойдет процесс вступления Казахстана в данную организацию, настолько быстро может наступить своеобразный прорыв РК на арену Азиатско-тихоокеанского региона.