Как сообщал "Каспийский вестник", последние недели в странах Каспийского региона были богаты на новостные сообщения, посвящённые развитию транспортных коридоров континентального значения. При этом, отмечает издание, очевидно, что страны региона в настоящее время разрабатывают ряд альтернативных маршрутов, которые в перспективе будут существенно конкурировать между собой.
На данный момент в регионе сформировалось два основных вектора развития транспортных проектов: китайский и южный, включающий маршруты в Афганистан и Индию.
Применительно к китайскому направлению заслуживают внимания новости о развитии проектов Международного транспортного маршрута (МТМ) «Европа – Западный Китай» и Транскаспийского международного транспортного маршрута.
В данный момент Китай построил 3,4 тысячи из 8,5 тысячи километров скоростной автодороги. Казахстан достраивает свой участок протяженностью 2,8 тысячи километров. Главной частью коридора остаются российские 2,4 тысячи километров. Эта дорога будет построена к 2024 году.
В связи с вышеописанной информацией корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил обратиться к отечественному политологу Исламу КУРАЕВУ. Эксперт пояснил, как наблюдающаяся конкуренция может отразиться на дальнейшем развитии отношений в Каспийском коридоре и какими явными преимуществами в данной ситуации обладает Казахстан.
Ислам Кураев. Фото - lenta.inform.kz
- Давайте посмотрим на ситуацию глазами Китая: для чего столько альтернативных проектов? Делая элементарные выводы, можно прийти к мнению, что большая конкуренция снижает цену на рынке, таким образом делая логистику максимально дешевой. В данной ситуации выиграет только Китай: Поднебесная инвестирует на десятки, а то и сотни лет вперед. И не думает о таких мелочах, о которых заботятся остальные.
- Каким образом эта конкуренция может проходить в будущем? И в чем самые явные преимущества в этом отношении у Казахстана?
- У Казахстана много преимуществ, но также много и своих минусов. В данном случае борьба будет идти за более низкую цену и так далее. Казахстан, безусловно, в хорошем положении и имеет уже обновленную логистическую ветку. Кроме того, можно упомянуть новый проект Китая, который предполагает дорогу, соединяющую Китай, Казахстан и Россию. Все это говорит о том, что у нас далеко не ключевая роль, так как на выходе все контролируется Россией. Соответственно, РФ и будет диктовать тарифы.
- Возможно ли, что эта конкуренция приведет к каким-то более серьезным конфликтам между прикаспийскими странами?
- Не уверен. Жили без этого много лет и дальше проживем. И если мы говорим о Китае, то они уж точно не оставят остальных без работы. Поэтому все будет максимально загружено.
- Насколько значима роль Китая в Каспийском транспортном коридоре на сегодняшний день? Представляет ли она какие-либо неудобства для РК?
- Тут можно отметить два момента: первый – это то, что дорога через Казахстан и Каспий в Европу объединяет шесть таможенных пунктов, три государства. Это означает, что цена за доставку будет расти. Второй момент – это путь через Россию. Он более дешевый, но с нагрузками не справляется – железнодорожные линии давно не обновлялись. Поэтому многое зависит от того, что выгодно Китаю.
- Казахстан вложил в ТМТМ (Транскаспийский международный транспортный маршрут) достаточно крупные финансовые ресурсы. На ваш взгляд, как быстро они себя оправдают?
- Любой крупный проект окупается лишь через десятки лет. Но смотреть надо на то, что мы получим сейчас, а потом думать и о будущем. В данном случае мы прежде всего имеем дополнительные логистические возможности, позволяющие реально позиционировать себя как транспортный хаб. Поэтому такого рода проекты необходимы для Казахстана.