В то же время судьба ЕЭП сегодня зависит в большей степени не от политических деятелей, а от представителей экономического сектора государства, в том числе и представителей финансово-промышленных групп.
При этом четыре страны:Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина, проявившие интерес к организации этого межгосударственного объединения, в последнее время по разному стали относиться к судьбе своего "детища".
На первый взгляд определенного рода дистанцирование некоторых участников ЕЭП говорит о тех политических амбициях, которые играют первостепенную роль в принятии того ли иного решения руководством государств-членов ЕЭП.
Но с другой стороны, все прекрасно осознают, что испытанный временем и историей тезис "политика - есть концентрированное выражение экономики" в настоящее время также является по многим параметрам, определяющим фактором, который в значительной степени влияет на принятие решения любого руководства государства в любой точке земного шара.
Стоит отметить, что во всех четырех странах, заинтересованных в создании Единого экономического пространства в настоящее время наблюдается тенденция к расширению зон влияния у финансово-промышленных групп, которые уже сегодня в состоянии выйти на международный уровень.
В этом отношении руководство России, Украины, Белоруссии и Казахстана во время создания ЕЭП изначально рассчитывали на получение определенных экономических и финансовых послаблений в той или иной области межгосударственного взаимодействия.
Другими немаловажными аргументами, сыгравшими определяющую роль в решении четырех государств создать межгосударственное объединение, стали исторически сложившиеся факторы:
- наличие замкнутого технологического цикла производства (когда добывающее предприятие находится на территории одной страны, перерабатывающее - второй, комплектующее - третьей и т.д.);
- исторически сложившееся разделение труда, вытекающее из предыдущего пункта, так как многие республики бывшего СССР закрепили за собой статус либо добывающей, либо перерабатывающей, в которой приоритет отдавался лишь одной наиболее развитой промышленности, и соответственно, готовились профессиональные кадры;
- длительное совместное проживание представителей различных национальностей в пределах одного государства, в результате чего по всей территории отмечена тенденция к созданию смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера и т.п.;
- устойчивость межнациональных и межконфессиональных отношений в странах ЕЭП;
- актуальность создания подобного рода межгосударственного объединения в виде ЕЭП;
- высокий уровень инвестиционной привлекательности ЕЭП;
- незначительный уровень амбициозности среди руководства стран-членов ЕЭП.
Вышеупомянутые факторы стали катализатором в действиях руководителей стран-членов Единого экономического пространства. И первые шаги были направлены на институциональные преобразования.
А именно - создана Группа высокого уровня по формированию ЕЭП, которая разработала многие межгосударственные документы, среди которых значатся:
- Концепция формирования Единого экономического пространства.
- Соглашение о формировании Единого экономического пространства.
- Проекты о перемещении людей и валюты через границы стран - участниц ЕЭП.
- Государствами - участниками ЕЭП введен порядок взимания НДС по принципу страны назначения.
Принимая во внимание тот факт, что целью формирования Единого экономического пространства является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения, можно прогнозировать устойчивый интерес со стороны потенциальных членов ЕЭП к данной организации.
Поэтому многие финансово-промышленные группы, расположенные на территории данных четырех стран считают целесообразным проведение комплекса мероприятий:
- формирование зоны свободной торговли;
- унификация таможенных правил;
- предоставление государственных субсидий;
- согласование законодательства в области интеллектуальной собственности;
- унификация принципов налоговой политики и валютного регулирования.
Здесь важно отметить, что формирование зоны свободной торговли, продвижение к общему таможенному тарифу также потребуют от государств ЕЭП определенной воли, которая будет выражена в подписании пакетов документов.
Причем подписание пакетов имеет конкретные временные рамки. Так, на первом этапе, к 1 декабря 2005 года должен быть подписан пакет из 29 документов, на втором, к 1 марта 2006 года - еще 15.
Однако пока наблюдается некая неуверенность в действиях руководства четырех государств по отношению к дальнейшей интеграции в рамках Единого экономического пространства.
И основной причиной, влияющей на притормаживание процесса строительства ЕЭП, является параллельная работа, которая ведется потенциальными странами-членами ЕЭП в направлении вступления в ВТО.
Учитывая, что Всемирная торговая организация существует на протяжении нескольких десятков лет, и в ее состав входит в несколько десятков раз больше государств, а также учитывая существующее принципиальное отличие ВТО от ЕЭП, нельзя забывать о точке зрения тех государств, которые считают, что членство в одной международной организации противоречит целям и задачам другой.
Особенно это заметно в позиции Украины.
И хотя финансово-промышленные группы через вступление в ВТО выходят на мировой рынок, а участие стран в ЕЭП позволяет наладить более тесные экономические взаимовыгодные отношения этот факт по многим параметрам не находит понимания в политических кругах некоторых стран-участников Единого экономического пространства.
Что свидетельствует об одном: руководство не находит взаимопонимания с финансово-промышленными группами. Принимая во внимание, что подобные отношения существуют на Украине, можно с большей долей уверенности отметить, что нестыковка интересов в перспективе будет влиять не только на диалог политиков и предпринимателей, но и содействовать постепенной смене векторов предпринимательской деятельности из страны проживания в другие страны.
Хотя не исключено, что после осознания возможных последствий для предпринимателей от политического демарша представителей власти, можно будет ожидать постепенной смены курса стран в сторону ЕЭП. А значит - и начало конструктивного диалога между руководством страны и финансово-промышленными группами.
Отсюда можно предположить, что демарши представителей властей в отношении вступления/выхода из ЕЭП в большей степени являются не элементами политической игры Украины и стран-участников Единого экономического пространства, а несогласованностью действий политического руководства с интересами финансово-промышленных групп.
А значит, обсуждение процесса становления ЕЭП с последующей институционализацией данного межгосударственного объединения займет достаточно много времени.
Но самое главное, чтобы остальные государства-участники остались верны первоначальной идее становления объединения, а не поддались бы амбициям, способным негативно сказаться на судьбе ЕЭП.