Слушания по делу полицейского, уволенного со службы за пьянство, продолжились в Нур-Султане

В Нур-Султане продолжаются слушания по делу уволенного со службы за пьянство и поведение, порочащее честь мундира, полковника полиции. Сегодня суд рассмотрел материалы служебного расследования, передает корреспондент Zakon.kz.

Ерик Батталов просит суд привлечь журналистов информационного агентства Newtimes.kz и Первого канала Евразия к ответственности за распространение сведений, порочащих его достоинство. Он просит суд обязать издания возместить якобы нанесенный моральный вред (2 миллиона тенге) и опубликовать опровержение. Дело рассматривается в Алматинском районном суде Нур-Султана судьей Айнаш Бозжигитовой.

Стоит отметить, что суд по просьбе адвокатов и представителей транспортной полиции запретил публиковать данные служебного расследования. Поэтому приведем только цитаты из обсуждения этих документов и видеоматериала.

Так, сотрудники транспортной полиции подтвердили, что Батталов был уволен за "проступок, дискредитирующий правоохранительный орган, что выразилось в распитии алкогольных напитков в гостиничном номере с гражданским лицом, допущении непроизвольных рвотных выделений и акта мочеиспускания в медицинском учреждении, а также нахождение в состоянии алкогольного опьянения средней степени тяжести, оскорбляющем человеческое достоинство и общенравственную ценность". О чем ранее в суде заявлял редактор Newtimes.kz Дмитрий Ким.

Хотя адвокаты бывшего полицейского пытаются настаивать, что причиной увольнения в том числе послужили публикации об инциденте в СМИ. Они основываются на том, что наличие журналистских материалов указано в справке об увольнении.

Также в суде выяснилось, что сторона защиты не знакома с материалами служебного расследования. Им позволили ознакомиться с ними, а вот в копировании – отказали.

Адвокаты Батталова Серик Кужамкулов и Джасур Исхаков в своих выступлениях ссылались на объяснительные нескольких медицинских сотрудников, которые сообщали, что не имеют претензий к бывшему полицейскому. Ведь тот не матерился на них, а "употреблял нецензурную лексику для связки слов", никого не бил, а сгущали краски они для того, чтобы полицейские быстрей приехали и забрали пьяного, плохо соображающего, не способного самостоятельно встать с пола Батталова.

- Скажите, согласно этим показаниям, где и когда Батталов избил врачей? – спросил Кужамкулов представителей СМИ.

На этот вопрос юрист Первого канала Евразия ничего не ответил и попросил суд просмотреть видео служебного расследования. На нем запечатлены кадры, снятые регистратором полицейских, когда они приехали за Батталовым в почечный центр, где находился бывший полицейский.

- Вы думаете, там есть драка? – спросил Кужамкулов.

Юрист снова уклонился от ответа и попросил суд включить запись еще раз.

О том, что именно было показано на этом видео, мы не имеем права распространяться. Зато можно сказать о мыслях, на которые это видео натолкнуло:
показания, данные медработниками в объяснительных, противоречат их словам, сказанным полицейским в день инцидента. Зато подтвердились сообщения, поступившие на пульт "102": "буянил, материл".

- По видео видно, что сотрудник заходит и никакие наводящие вопросы не задает. У него просто видео включено. Они там сами говорят: "Полковник, подполковник. Он нас всю ночь материл, кушетку сломал", - сказал в суде представитель департамента полиции на транспорте.

- А почему в служебном расследовании вы этому оценку не дали и не квалифицировали? Вы это не указываете в приказе? – спросила судья.

- Это у нас так сотрудники ОСБ написали. Они вынуждены были… - начал отвечать он, но его прервала Бозжигитова.

- Но вы же правоохранительный орган департамента полиции, вы должны полностью за все отвечать. А сейчас вы говорите, это один отдел делал, это другой. А третье лицо, откуда все началось, это вы. Поэтому, как они (ответчики) интерпретировали служебное расследование… Почему вы избиению медперсонала оценку не дали, это разве не дискредитирует полицейского? – спросила она. – Вы же сейчас подтверждаете, что он избил. То, что журналисты опубликовали, это правильно. Так?

- В части того, что материл, достоверно, а в части, что избил, – нет, - ответил другой представитель полиции.

- Где установлено, что материл? – уточнила судья.

- По видео записи, - ответили полицейские.

- А запись действий самого лица в отношении медперсонала есть? – спросила судья.

- Нет. Только их объяснительные.

- Но их объяснительные же противоречат, - высказалась Божзигитова.

- Но самое главное, что видео приобщено к материалам служебного расследования.

Адвокат Кужамкулов уточнил, что речь в этом судебном процессе (ранее Батталов инициировал разбирательство ради восстановления на службе) именно об избиении. И еще раз спросил, чем факт избиения подтверждается.

- Хоть один медработник сказал, что его избивали?

Представитель полиции на транспорте зачитал сообщение, поступившее на пульт "102" 15.112018 о том, что Батталов "кидается на медперсонал, устраивает скандал, просят его забрать".

- Мы, согласно закону, обязаны у себя это сообщение зафиксировать и проверить, - добавил он.

- Проверили, хорошо, а где факты? – включился в разговор Исхаков. – Все ссылаются на вас, что в МВД дали ответы: "Да, он избил".

Адвокаты выразили недоверие к информации, передаваемой на пульт "102", приводя в пример, что в полицию звонят и сообщают о несуществующих терактах. После этого они еще раз спросили, чем подтверждается факт, "что он кидается на медработников". Этот вопрос прозвучал в очередной раз, а потому вмешалась судья:

- Со слов, сказанных в видеоматериале и сообщением на "102". Два источника. 
- А письменные объяснения - это не доказательства? – спросил Кужамкулов.
- Я вам еще раз поясняю, наш сотрудник им вообще никакие вопросы не задавал, - сказал представитель департамента полиции на транспорте. - Они говорят то, что у них накипело. Они же всю ночь были на смене.
- Вы друг друга хотите в чем-то убедить, – вмешалась в разговор судья. – Нет необходимости в этом. Каждый дает свою оценку и интерпретацию. И все. Судом будет дана оценка.

Далее адвокаты Батталова заявили ходатайство. Они просят приобщить к материалам дела показания медработников, которые взял у них в мае 2019 года нотариус.

Судья напомнила Кужамкулову, что это ходатайство уже заявлялось и было рассмотрено.

- Вы тогда сказали, что оно заявлено преждевременно. И суд предложил, что если есть необходимость, опросить свидетелей по ВКС. Вы мне говорите, что вы взяли показания, потому как эти медсотрудники находятся далеко, - сказала судья. 
- Мы знаем, что их невозможно опросить.
- Невозможно или они не хотят? – уточнила она.

- Они вообще ничего не хотят. Они не хотят приезжать в Астану, - ответил адвокат.

Адвокат также сообщил суду, что показания были взяты у медработников перед подачей Батталовым иска в суд. И еще раз попросил огласить показания, сославшись на то, что это процессуальный документ. Бозжигитова обратила внимание адвокатов на то, что ходатайство о приобщении документа (раз он появился еще в мае) должно было быть заявлено еще 23 сентября на предварительном заседании.

- Вы его заявляете в процессе, тогда как, согласно статье 73, ходатайство заявляется на предварительном заседании, а не потом. Исключение – невозможность предоставить ходатайство на предварительном заседании, - сказала судья.

Кужамкулов сослался на то, что тогда Батталова представлял семипалатинский адвокат. Далее выяснилось, что показания свидетелями были даны по делу о признании приказа об увольнении недействительным. Судья в ходатайстве отказала.

На следующем заседании стороны перейдут к прениям.