Слухи двигают цены: на рынках Казахстана подскочили цены на свежие продукты и одежду

– Ложь и провокация. Сокращение торговли произошло. Но не из-за карантина, а из-за праздников, – уверен председатель совета Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий ШЕСТАКОВ. – Основной логистический центр для Казахстана – Урумчи. В этом городе нет карантина по вирусу. Грузы комплектуют и отправляют. Все виды грузового сообщения между РК и КНР продолжают работать. И автомобильный, и железнодорожный, и даже авиационный. Всё двигается в полном объеме.Прерывалось автомобильное сообщение на период празднования Нового года в Казахстане (с 31 декабря по 4 января), на Рождество (7 января) и на китайский Новый год (25 января). Была задержка в отправке грузов, но она была вполне запланированной из-за государственных праздников. Поэтому кто хотел – запланировал эти моменты.

Говорить, что граница простаивает из-за коронавируса, нельзя. Это желание торговли навариться на слухах.

Да, экономика КНР падает. Возможно, это будет происходить и дальше, считает эксперт. В городах Центрального Китая, где ввели карантин, стоят фабрики и заводы. И торговля значительно сокращена. Но партнеры Казахстана находятся не в Ухане. Скорее, на западе и юге страны. В любом случае на товары коронавирус не распространяется. Сколько он живет на воздухе? Ну час-два. А товар едет к нам сутками. Тем более наши условия для него некомфортны.

– Начиная с 24 января автомобильные переходы на границе с КНР закрыты, – рассказал “КАРАВАНУ” глава одной из экспедиторских компаний Алматы. – Наша торговля привыкла к постоянному пополнению товарных запасов. А тут его нет. Более того, рынки находятся в неопределенности. Все государственные органы не говорят точно: границу откроем к такому-то числу, готовьтесь. Нет такого. Китайские власти сообщили, что переходы начнут работу 17 февраля. И тут же поправились – может быть. А может, и нет.

В такой неопределенности надо рассчитать, чтобы запасов хватило на 3–4 недели. Поэтому нормальный торговец будет повышать цену.

Но, с другой стороны, посмотрите, что закрыто? Автомобильные пункты пропуска. А что через них обычно везут? В основном продукты питания, мебель и ТНП. Одежда, обувь, предметы обихода, электроника. Именно по этим позициям начинается ажиотаж. Те же помидоры сейчас на рынке стоят 850 тенге, тогда как неделю-две назад их продавали по 500 тенге за кило.

Однако продовольственные товары и ТНП – лишь небольшая доля того, что мы импортируем из Поднебесной. В 2019 году Казахстан купил в Китае товаров на 6,5 миллиарда долларов. Треть – это машины и оборудование, 14 процентов – электроника, 11 процентов – металлы и изделия, 11 процентов – текстиль и одежда, 8 процентов – полимеры. На продукты питания приходится меньше 3 процентов.

В этих 3 процентах 28 миллионов долларов приходится на мандарины и апельсины, 16 миллионов – на свежие помидоры, 12 миллионов – на орехи, 8,2 миллиона – на виноград, 5,6 миллиона – на яблоки и груши, 3 миллиона на все виды лука, по 2 миллиона – на свежую капусту, огурцы и рыбу, 1,7 миллиона долларов – на чай. И именно эти товары сейчас растут в цене.

Не было ни одной зимы, чтобы правительство не получало по шапке от руководства страны именно за рост цен по этим позициям. И простые люди видят, прежде всего, как дорожают свежие продукты.

Но посмотрите шире. Сама структура импорта говорит, что если экономика КНР будет стагнировать и не сможет дать Казахстану нужные нам товары, то у нас тоже могут начаться проблемы. Мы импортируем насосы, холодильное оборудование и кондиционеры, полимеры, тепловые котлы и бульдозеры, компьютеры и мобильные телефоны, металлоконструкции и трубы.

Всё это, конечно, можно купить у других. Но всё будет дороже минимум на треть.

А это уже риск для национальных проектов.

АЛМАТЫ