- Надир Юсифович, Президент Казахстана в прошлогоднем Послании заявил, что наша страна находится на перекрёстке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. «Это наше серьёзное преимущество, которое открывает широкие перспективы», - резюмировал Касым-Жомарт Токаев. На Ваш взгляд, о каких конкретно перспективах идёт речь?
- Географическое положение Казахстана само требует участие страны в региональных и глобальных логистических маршрутах. С началом конфликта между Россией и Украиной, когда практически закрылись традиционные логистические маршруты через Россию на север и на запад, роль Казахстана как транзитного государства ещё более возросла. Также воздействовала на этот показатель ситуация в Красном море. В данном случае Казахстан стал ключевым звеном в развитии китайского проекта «Один пояс – один путь», а также одним из основных транзитных маршрутов для доставки российских товаров в южном направлении. В такой обстановке сама ситуация требует уделения особого внимания реализации проектов в данном направлении. Это может принести стране дополнительные финансовые потоки, а также повысить геополитическое значение республики в международных отношениях.
- Один из важнейших транспортных коридоров - Транскаспийский маршрут. По Вашему мнению, какую роль он играет в укреплении транзитного потенциала? И какие усилия для развития этого направления прилагает наша страна?
- Среди значимых результатов в деле развития Транскаспийского маршрута можно отметить два момента. Во-первых, это значительный рост грузоперевозок за последние два года, а во-вторых, привлечение новых партнёров в лице европейских стран, готовых вложить значительные средства в дело развития данного проекта. В этом плане можно отметить договорённости с ЕС, согласно которым европейцы намерены инвестировать в развитие устойчивого транспортного сообщения по Транскаспийскому маршруту 10 млрд евро.
Я бы сказал о роли РК коротко и образно: роль Казахстана в развитии этого транспортного коридора сложно переоценить. О том, что для развития проекта делается в вашей республике, мы уже говорили. Но особо стоит отметить подписанную Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией дорожную карту, по которой каждой страной принимаются меры по синхронному развитию собственной транспортной инфраструктуры. Кроме того, компания «Қазақстан темір жолы», АО «Грузинская железная дорога» и ЗАО «Азербайджанские железные дороги» заключили договор о создании совместного предприятия Middle Corridor Multimodal Ltd, что говорит о том, что стороны ведут конкретную работу по сближению позиций и синхронизации усилий. Как говорится в пословице: «В единстве сила».
- О чём говорит момент, связанный с восстановлением Министерства транспорта в РК?
- Создание министерства, которое будет, в том числе, непосредственно заниматься вопросами логистики, говорит о том, какое внимание в стране оказывается этому сегменту экономики, а также призвано повысить внимание к данному сектору. Скорее всего, данное решение будет способствовать дальнейшим успехам в данной сфере.
- Обращаясь к казахстанцам с Посланием, Президент сделал акцент на важности реализации крупных железнодорожных проектов, отметив, что это позволит превратить транспортно-логистическую отрасль страны в один из локомотивов экономического развития Казахстана. Хотелось бы узнать Ваше мнение на этот счёт.
- Как и во многих континентальных странах, качества железных и автомобильных дорог являются основными составляющими, обеспечивающими грузопоток в стране. В этом плане развитые железные дороги намного рентабельнее автомобильных при перевозке товаров на более дальние расстояния. С учётом географических показателей Казахстана этот показатель очень актуален. В этом плане можно отметить реализуемые в стране проекты по расширению сети железных дорог. Согласно заявленным данным, в ближайшие 3 года в республике будет построено более 1,3 тыс. км новых железнодорожных дорог.
Один из реализуемых проектов подразумевает строительство вторых путей протяжённостью 836 км в направлении казахстанско-китайского погранперехода, который позволит увеличить грузопоток сразу в 5 раз. Это произойдёт за счёт беспрепятственного движения поездов в обоих направлениях.
Другими важными проектами будут строительство железнодорожной линии в обход Алматы, прокладка железнодорожной линии в направлении Узбекистана, а также строительство ещё одной железнодорожной ветки в направлении казахстанско-китайской границы. При анализе направлений и состоянии этих проектов можно прийти к выводу, что казахстанские власти с точностью учитывают современные экономические вызовы в сфере железных дорог и пытаются учитывать и опережать вызовы отрасли. К этому же можно добавить и расширение подвижного состава, что является важным фактором в деле претворения планов по увеличению грузоперевозок по железной дороге.
- А какие перспективы, по Вашему мнению, имеются у Казахстана в развитии морской инфраструктуры?
- Доставка товаров в Азербайджан через Каспийское море является одним из ключевых составляющих данного маршрута. Для обеспечения увеличения грузопотока через Каспий обе страны уже сделали много. Азербайджан расширил возможности порта Алят. Казахстан собирается в ближайшие пять лет создать на базе морских портов Актау и Курык развитый транспортно-логистический кластер путём развития не только морской инфраструктуры, но и региона. Согласно плану, пропускная способность морских портов к 2030 году будет увеличена до 30 млн. тонн в год. Также можно отметить участие Казахстана в строительстве мультимодального терминала АО «Poti Transterminal» в грузинском порту Поти. Этот терминал на первом этапе способен обрабатывать 80 тысяч 20-тифутовых контейнеров в год. Так что работа не просто идёт, а кипит.
- «Казахстан должен усилить свои позиции в качестве узлового транзитного хаба в Евразии и стать со временем полноценной транспортно-логистической державой», заявил Глава государства в Послании. Что, на Ваш взгляд, необходимо для того, чтобы достичь обозначенной Президентом К. Токаевым цели? Сколько времени для этого может потребоваться?
- О сроках говорить сложно. Но я думаю, что если всё продолжится в тех же темпах, в которых работы ведутся в настоящее время, то ждать достижения поставленных задач придётся недолго. То есть данные планы могут дать серьёзные плоды в ближайшие 5-15 лет. Но стоит заметить один момент, что это не пик поставленной задачи. Работать над этой сферой придётся постоянно. И при этом нельзя отбрасывать фактор международных отношений, который может оказать своё влияние. Причём как в положительном, так и, к сожалению, в отрицательном плане. Именно этот фактор необходимо учитывать при принятии любого значимого решения.
- Каким образом участие в международных проектах и проводимая Казахстаном работа влияют на авторитет республики?
- О том, как можно оценить вклад Казахстана мы уже говорили. Что касается авторитета страны на мировой арене, достаточно вспомнить визиты представителей мировых держав в Астану, чтобы оценить возрастающую роль РК. Ведь на переговоры в страну едут только в том случае, когда эта страна и её лидер способны что-то решать, не только в своём государстве. А лидеры Казахстана на протяжении многих лет доказывают свою состоятельность, состоятельность своей страны. И приятно осознавать, что роль и влияние Казахстана возрастает с каждым годом, что видно невооруженным глазом.