В Павлодаре есть традиция: каждый год зимой горожане жалуются на рост цен на овощи. Причина всем известна – нехватка нормальных овощехранилищ. Причем обидно, ведь Павлодарская область – один из основных овощных регионов страны. Здесь выращивают и картофель, и морковь, и лук. Но сохранить у себя овощи область не в состоянии. Будучи акимом Павлодарской области и видя, как он теряет имидж на гнилой картошке, Бакытжан Сагинтаев даже вспылил:
– 16 февраля я давал поручения акимам районов внести свои предложения по поводу овощехранилищ. Сегодня уже 22 апреля. Ни один аким не внес предложения. Даю вам последний срок – до 1 мая. Если вы не внесете предложения, то по вашим кандидатурам я внесу предложения в Администрацию Президента.
Повлияла ли угроза на акимов? Похоже, не очень. Павлодарская область, судя по скачкам цен, до сих пор не может решить проблему овощехранилищ. Но, видимо, это уже Бакытжан Абдирович считает не своей головной болью. Если же вы жаждете примеров его решительности, то нет проблем. В 2008 году аким Сагинтаев уволил начальника отдела строительства Павлодара, освободил от должности заместителя акима Майского района, а в 2010-м уволил стоянщика в курортной зоне. Не впечатлило? Ну уж что есть.
Как министр регионального развития, Бакытжан Сагинтаев показал себя скорее как распределитель бюджетных средств регионам, нежели как человек, болеющий за развитие в этих регионах. Ведь человек, отвечающий за использование денег, отпущенных на развитие экономики, должен активно маневрировать ресурсами. По крайней мере, у него должны быть такие полномочия. Так вот, сложилось впечатление, что за все время работы министром регионального развития Бакытжан Абдирович так ни разу и не попросил себе таких полномочий, предпочитая лишь следовать письменным инструкциям. В результате регионы, успевшие подать заявки в Астану на реализацию проектов, деньги получили, но не освоили. И, напротив, в других областях, где возникали новые проекты, деньги получить не могли, так как не успели к формированию бюджета.
– Надо будет искать средства, потому что об этом вы начали заявлять только-только. Надо было раньше, – ответил, например, министр на просьбу акима Костанайской области Нуралы Садуакасова поддержать проект строительства цементного завода в Рудном.
На посту вице-премьера Бакытжан Сагинтаев курировал также жилищную реформу. В частности – программы развития ЖКХ и модернизации жилищного фонда. Первая сегодня практически провалена. Арендное жилье в стране как институт не то что не развивается – оно просто не строится. С доступным жильем – тоже гигантская просадка. Как, впрочем, и с остальным жильем. И в этом вице-премьер Сагинтаев, судя по его высказываниям, просто потерялся. В идеале предполагалось, что государство финансирует работы по модернизации и кредитует владельцев жилья. Те должны постепенно вернуть деньги государству. Но Закон “О жилищных отношениях” настолько запутан, что позволяет акиматам и председателям КСК проводить модернизацию, как угодно им, но ни в коем случае не самим жильцам. В итоге цены за ремонт растут, а эффективность ремонта падает. За год поступило 11 тысяч жалоб на работу КСК.
– Вчера по одному из каналов показали модернизацию ЖКХ в Кызылординской области – фасад покрасили, бетонный дом, и фасад осыпается. Все приходят и говорят: 2 миллиона вы задолжали, давайте. Вообще, задача Программы модернизации жилья – не покраска фасадов. Программа не достигает своей цели, – возмущался Бакытжан Сагинтаев в августе 2013 года. Он даже предложил приступить к разработке новой концепции жилищных отношений. В итоге в мае 2014-го из Программы модернизации ЖКХ исключены конкурсные процедуры по выбору субподрядчика ремонта, ввели правило, что при ремонте надо устанавливать общедомовые приборы учета тепловой энергии. И все. В общем, гора родила мышь? Вызвавшие больше всего нареканий вопросы о правилах проведения конкурсов, подписании договоров, отчетности и распределении долговой нагрузки остались без изменения.