Год назад “КАРАВАН” рассказал об экономическом росте в области на… бумаге (“На бумаге – бум, на деле – пшик”, № 32 от 9 августа 2013 г.). Из 53 проектов на сумму 651 миллиард тенге, включенных в карту индустриализации региона, только треть имела хоть какое-то отношение к индустрии, на проектную мощность вышло всего 4, в том числе… два овощехранилища! В июле 2014 года аким вновь заявил о 61 проекте по программе ФИИР, на которые потрачено 680 миллиардов тенге. Но уточнил, что “есть 4 проблемных разработки, над которыми работаем, знаем причину низкого использования мощности”. Что это означает в переводе на простой язык: четыре предприятия, на которые потрачены миллиарды бюджетных средств, простаивают? А два градообразующих предприятия – Черемшанская птицефабрика и Серебрянский завод неорганических производств (СЗНП) – вовсе стали нарицательными. В декабре 2011-го глава области обещал: “Не допустим закрытия птицефабрики”. Ровно через два года он же заявил: “Птицефабрику восстанавливать не будем – нецелесообразно”. Сегодня на этом месте руины.
В Серебрянске обещания акима возродить СЗНП слышат с 2011 года. Он регулярно уговаривал горожан: не волнуйтесь, потерпите, завод вот-вот заработает. В качестве спасательного круга сначала им была предложена корпорация “Ертис”, потом – особая процедура банкротства. А неделю назад аким заявил: реанимировать завод будет нацкомпания Министерства обороны “Казинжиниринг”. В общем, чем дальше, тем круче.
В начале 2014 года Бердыбек Сапарбаев сообщил: треть восточноказахстанцев трудится в малом и среднем бизнесе.
– Задача, поставленная главой государства по развитию этого сектора, выполнена, – отрапортовал он. Но в областном профсоюзе работников малого и среднего бизнеса – иные данные: из зарегистрированных предприятий около 40 процентов – действующие, а если брать только малые предприятия – 27–30 процентов, остальные лишь числятся на бумаге. Если в ноябре 2011 года из 7 тысяч зарегистрированных предприятий работали 3 033, то через год – 2 800, а в ноябре 2013-го – 2 280.
Рьяно подходит аким Восточного Казахстана и к сельскому хозяйству. В феврале он выразил недовольство подсчетами областного сельхозуправления: “То, что вы там дали рост поголовья скота на 1–2 процента, – не пойдет”. В июле Бердыбек Сапарбаев обозначил ориентиры: количество поголовья необходимо увеличить на 3–10 процентов. И можно не сомневаться, чиновники-аграрии в следующий раз отчитаются правильно. А весной глава региона неожиданно подтвердил слухи, которые давно муссировались в обществе: он дал “добро” на аренду китайцами сельхозугодий в Урджарском районе:
“Земли в Восточно-Казахстанской области хватает, много не используется. Почему? Потому что у владельцев нет финансов. Выход в том, чтобы привлечь тех, у кого они есть. И не важно, китайцы это будут, россияне или монголы. Я же не говорил, что нужно отдать землю навсегда. Если там кто-то маленький цех построит по переработке, он же его в Китай обратно уже не увезет”.
Вообще с китайскими бизнесменами у Бердыбека Сапарбаева неплохое взаимопонимание. Два года назад он заявил о строительстве совместного с КНР завода по производству сельхозтехники, сегодня в акимате уточнили место его расположения – приграничная зона в Зайсанском районе.
– В казахоязычных СМИ успели заподозрить меня в том, что я взятку получил, хотя у нас в ВКО, что называется, не забалуешь, – туманно объяснился глава области по “китайскому” вопросу.
“КАРАВАН” не раз писал: с приходом команды Бердыбека Сапарбаева Восточный Казахстан подсел на фестивали, форумы, симпозиумы, выставки… Другими словами, денег на этот праздник жизни с невнятной экономической отдачей акимат не жалеет.
Зато ведущим спортсменам, которые реально работают на имидж региона, аким дарит квартиры за… их же счет. Глава области торжественно вручал ключи участникам Олимпиады в Сочи – Юлии Галышевой, Дмитрию Рейхерду, Галине Вишневской, тренеру женской хоккейной команды, маме тройняшек Марии Федоренко. При этом все квартиры – арендное жилье, спортсменам придется за них выплатить немалые суммы.
Усть-Каменогорск