Судя по выступлениям последних лет, главной целью Болата Жамишева на всех его постах были рост эффективности госсектора, финансовая дисциплина и сокращение коррупции. Как главный финансист, он отвечал за пополнение бюджета и честное расходование денег. Но не всегда министр финансов Жамишев мог сказать, во сколько обойдется стране тот или иной проект, поэтому расходы бюджета постоянно росли.
Например, во сколько нам обошлась зимняя Азиада-2011? Сейчас вопрос уже не волнует никого, а когда было принято решение о проведении этих соревнований, народ стал возмущаться: мол, зачем такие расходы на соревнования, которые не особо котируются даже в Азии. Лучше бы на социалку потратили или на дороги. Болат Жамишев вышел в народ и заверил всех, что Азиада, в принципе, недорогое мероприятие, всего 233,5 миллиарда тенге.
Сумма народ ужаснула, но национальная гордость дороже, да и большую часть денег к концу 2010 года уже потратили. Поэтому слова тогдашнего вице-министра туризма и спорта Талгата ЕРМЕГИЯЕВА перед открытием Игр, что затраты выросли до
1 миллиарда 650 миллионов долларов (250 миллиардов тенге), страна проглотила спокойно. Сообщение же Счетного комитета о нарушениях в финансировании и неожиданном росте затрат на строительство семи объектов в 4 раза – с 30,5 миллиарда до 132,3 миллиарда тенге – было и вовсе воспринято как неизбежное.
В октябре 2007-го фондовый рынок встряхнуло: государство вывело на IPO акции национального оператора связи АО “Казахтелеком”. Спрос превысил предложение в 6 раз. В конце 2011-го правительство выставило на продажу акции еще одной компании – “КазТрансОйла”. Как министр финансов, Болат Жамишев персонально отвечал за проект IPO. Вторыми на очереди были акции KEGOC, но их вывод был отложен на неопределенное время. Какой предполагается заявленная цена акции – тоже неизвестно. Хотя фонд “Самрук-Казына” обещал открыть книгу заявок еще в мае 2013 года.
В июле 2013 года Болат Жамишев вновь призвал народ превращаться в рантье:
– Для населения народное IPO – один из инструментов сбережения. Есть возможность вкладывать деньги на депозиты в банки. Есть возможность приобретать недвижимость, и должен быть еще способ, который есть во всех странах, – покупать ценные бумаги.
Но потом всё снова стихло. Уже в мае этого года появилась информация, что программу IPO свернут до 2015-го. Да и Болат Бидахметович уже рулит развитием регионов.
Сегодня автозаводы Казахстана обещают собирать до 300 тысяч автомобилей в год. Если на эти машины будет спрос. Пока же собирается только 40 тысяч в год. Основными потребителями, по прогнозам автозаводов, должны стать госорганы, но не хотят чиновники покупать отечественные машины. Даже несмотря на регулярные нагоняи от Президента. Болат Жамишев тоже отметился своим нежеланием поддерживать отечественное производство. Еще будучи министром финансов, он поставил под сомнение происхождение этой техники.
– Необходимо рассмотреть, какие возможности есть у автозаводов казахстанских по производству автомобилей. На самом деле отечественное производство – это крупная узловая сборка импортных авто.
Через пару месяцев он радостно сообщил, что “госорганы повысили спрос на наши автомобили с 400 штук до 900 с лишним штук, то есть в два с лишним раза повысили спрос”. Правда, казахстанские машины берут в основном для госслужащих среднего звена. Чиновники покрупнее предпочитают более престижные машины.
Тогда же, в 2013-м, на фоне скачущего курса тенге министр финансов клятвенно заверял журналистов, что никакой девальвации национальной валюты не будет:
– Может ли быть сейчас обвал национальной валюты? Ответ – нет. Краткосрочные незначительные колебания есть и всегда будут. Эти колебания в краткосрочном периоде, никакого обвала тенге быть не может, и для этого нет никаких предпосылок. Нет причин поддаваться панике.
Обещание министра Жамишева продержалось только до 11 февраля 2014 года, когда Национальный банк отпустил курс тенге до 180 тенге за 1 доллар.