«Слово “бешбармак” ― это попытка российской империи принизить кочевые народы» - обзор казпрессы

«Слово “бешбармак” ― это попытка российской империи принизить кочевые народы»

На портале Аdyrna.kz опубликовали материал Серіка Ерғали об этимологии слова «бешбармак».

По словам автора, называть главное национальное блюдо «бешбармак» – сопоставимо с принятием насмешек.

Слово «бешбармак» ― это не казахское слово, а искусственное словосочетание «беш» + «бармак», внедренное согласно идеологии царской России.

Это было обнародовано и реализовано идеологами при помощи царских языковедов. В ХVІІІ-ХІХ веках устами переводчиков среди иностранцев и чинов царской России называли и распространяли название данного блюда словом «бешбармак».

«Этот жест можно расценивать как попытку принижения кочевого народа и попытку подчеркнуть “бескультурье”. Казахи никогда не создавали слова столь примитивного значения и не называли им свое главное блюдо. Принимая во внимание, что на пути становления национального блюда в качестве гастронима присутствует слово “ас”, встречающееся в историческом, лексическом фонде, и что слово “бешбармак” является искусственным словом, возникшим из-за навязывания внешней среды вне языкового фонда, мы пришли к выводу, что название “ас” наиболее выгодно ассимилировать в форме неологизма», ― высказался Серік Ерғали.

По его словам, «ас» - достойное название для главного блюда, сформированное в новую эпоху и преобразованное в современном контексте.

«Ошибка политтехнологов?»: что стоит за предложением об изменении герба Казахстана

На портале Аbai.kz вышла статья профессора КБТУ, МОН Института истории и этнологии им.Ш. Ш. Уалиханова Жұмаділа Армана Қабдешұлы. По словам автора, если есть страна, которая почти отделена от своей национальной идентичности и, как следствие, расходится со своим языком и историей, то это Казахстан.

«Политтехнологи и советники, находящиеся при нынешней власти, пытаются перевести внимание населения с нерешенных социально-политических проблем на другие “интересные” события, происходящие в обществе. Но на этот раз политтехнологи, похоже, ошиблись. Особенно  вопрос изменения герба обсуждается в социальных сетях и, похоже, не пользуется особой поддержкой», ― высказался автор.

Также в статье отмечается происхождение пятиконечной звезды на государственном гербе.

«Пятиконечная звезда – самый древний символ. Он существовал еще до эпохи саков. Основная семантика, внутреннее значение пятиконечной звезды исходит от фигуры человека, стоящего, широко расставив ноги, с раскинутыми в стороны руками. Этот символ в науке мы называем “символом всемогущего человека”. Символ этот означает особые качества, превосходящие способности человека. Также означает правителя вселенной, одно из творений, созданных Создателем», ― цитирует автор Төлеубаев Әбдеш Тәшкенұлы.

В статье отмечается, что сегодняшний герб со всех сторон представлен почитаемыми древними символами, которые переплетаются как с прошлым, так и с будущим казахского народа.

История создания герба Казахстана: как это было

«Если есть один общий символ, которым гордятся все казахстанцы, то это герб! Заменить такой герб из-за невежества ― все равно что скосить топором дух нации. Давайте ценить духовные ценности, которые у нас имеются», ― заключил Әбдеш Тәшкенұлы.

«Многие из вас проживают жизнь Салтанат»: певица Жазира Байырбекова высказалась о судебном процессе над Бишимбаевым

Певица Жазира Байырбекова поделилась мнением об онлайн-суде над Куандыком Бишимбаевым, пишет информационный портал Skifnews.kz.

«Помимо информации о наводнении многие из нас вспомнили, как получали побои от мужей. Очевидно, что пресловутый поступок отвлекает, отнимает энергию у населения, нарушает сон и влияет на здоровье. И зачем нужно так затягивать и без того очевидное дело?» ― написала Байырбекова.

Ранее певица опубликовала запись, посвященную погибшей Салтанат Нукеновой.

«Мои дорогие, многие из вас проживают жизнь Салтанат, пытаясь сохранить семью, не опозорить родителей, не расстраивать детей, с мыслями о том, что все зависит от женщины», ― высказалась певица.

«Последние 15 дней ведется работа, не проделанная за 30 лет»: что происходит в Атырау на фоне паводков

На портале Аdyrna.kz опубликовали материал с высказыванием Диаса Нұрақына о ситуации с паводками. По словам автора, Атырау будто опустел. На улице нет ни души, также уменьшилось количество машин. А в аэропортах, вокзалах и автовокзалах очень много людей.

Народ массово разъезжается в разные стороны. Вести о том, что в город идет большая вода, заставили всех почувствовать страх.

«Жайық укрепляют, по бокам каждого здания строят ограды из мешков, наполненных песком. Сотни машин работают день и ночь в  черте города и расчищают высохшие каналы. 1500 солдат прибыли в Атырау и отправились в Махамбетский и Индерский районы. Они строят плотины и заботятся о том, чтобы не допустить наводнения в городе. Одним словом, в Атырау царит суматоха. Работы, не выполненные за 30 лет, выполняются за последние 15 дней», ― заключил автор.

Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинальных публикаций и не является позицией медиапортала Caravan.kz.