Словами поле не засеешь

Еще в начале марта в правительстве определили радужные виды на посевную и будущий урожай. Руководители ведомств убедили в их реальности Премьера и друг друга, в бодрый хор включились и голоса акимов из регионов.

Для успешной посевной, по их словам, сделано все возможное, и даже более того – обеспечена поставка удешевленного дизтоплива, на субсидирование растениеводства предусмотрено более 28 миллиардов тенге из бюджета. Еще 78 миллиардов направят на кредитование весенне-полевых работ под сниженные до 5–8 процентов ставки, дешевыми семенами обеспечат по линии Продкорпорации. Словом, живи, крестьянин, паши, сей и радуйся!

А он совсем не радуется.

Первыми не обрадовались на юге. Удешевленное дизтопливо начали выдавать, когда сев зерновых уже завершили. Во многих хозяйствах в ожидании ГСМ вышли в поле позже положенного. Но стоило ли ждать? Выяснилось, что сэкономить на дешевом ГСМ можно не более 4 тенге (вместо обещанных 11 процентов). Назначенные операторы поставляют горючку по 70 тенге за литр, с “пистолета” можно покупать за 74, а контрабандное узбекское топливо – по 62–64 тенге, а то и меньше.

Не лучше настроение и на севере, где сев начнется в середине мая. До сих пор главы крестьянских хозяйств не знают, какими будут субсидии, когда на них можно рассчитывать. “Наверху” говорили о 10 долларах на гектар. К такой цифре пришли вроде бы члены Таможенного союза. Но на чем остановились казахстанские власти, так и не ясно. Известно лишь, что размер субсидий каждому хозяйству будет устанавливаться областными акиматами при согласовании с Минсельхозом. Аргумент железный: уйти от уравниловки и стимулировать производство приоритетных культур, применение передовых технологий. Фермеры же усматривают в этом зависимость от местных чиновников, возможность для коррупционных проявлений.

– Что не устраивает фермеров, так это ежегодно меняющиеся правила игры, – считает глава Союза фермеров Казахстана Ауезхан Даринов. – Например, в последнем постановлении написано, что размеры субсидий зависят от того, по какой технологии, какими семенами и на какой площади произведен посев сельхозкультур, кому сдана продукция. Говорят, для создания мотивации к высокой культуре земледелия. Но реально трудно доказать, какими семенами засевалось, куда сдавалась продукция. Ведь легко достать нужную бумажку, подтверждающую и высокое качество семян, и сдачу продукции на переработку. Механизмы поддержки не должны меняться каждый год. Они должны работать хотя бы в течение 5 лет.

Кому, сколько, за какие культуры и когда в этом году будут выдаваться субсидии, крестьянам пока неизвестно. Правила “игры” до них никто не довел. Известно лишь то, что где-то в середине июня будут проверяться посевы…

Есть фермеры, которые принципиально не хотят получать мизерные субсидии. Вот высказывания некоторых глав крестьянских хозяйств Акмолинской области – они откровенничали с нами лишь на условиях анонимности:

– Звонят недавно из сельхоз­отдела, говорят, что составляют заявки на ГСМ. Спрашиваем: почем? какое дизтопливо? На все ответ: “Не знаем. Говорите, сколько вам нужно”. – “А если мы заявку сделаем и не захотим получать ГСМ?” – “По суду высчитаем”. Мы не стали заказывать и, оказалось, правильно сделали. Солярку операторы предлагают сейчас по 70 тенге за литр, а у нас есть возможность напрямую брать ее по 64–65. К тому же дизтопливо атырауское, а его расход на 15 процентов выше павлодарского. Вот и посчитайте, какое это для нас удешевление! В прошлом году была та же история: с “пистолета” горючка продавалась дешевле “удешевленной”.

– В этом году нам еще об условиях субсидий не говорили, поставщики “дешевых” ГСМ звонят, правда, постоянно, грозятся продать дизтопливо другим. Интересно, как они его продадут, если оно дотировано бюджетными деньгами и имеет строгое целевое назначение?

К слову, операторы и в самом деле получают на заводе удешевленные ГСМ для поставки фермерам – по 59 тенге за литр. И объем такого горючего определен на посевную: 354 тысячи тонн. Только вопрос: кто от этого больше выигрывает – операторы или крестьяне? Ответ очевиден.

Такие заявления звучали из уст бывшего главы “КазАгро”, ныне министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова. По твердым ценам их, как представлялось, будет отпускать крестьянам Продкорпорация. А как на деле?

В Костанайской области, например в Амангельдинском районе, обеспеченность семенами – 42,6 процента. С Продкорпорацией крестьянам вряд ли удастся договориться, в залог нечего предложить. Разве что крупные хозяйства помогут – либо семена под будущий урожай дадут, либо гарантами станут. Та же ситуация здесь и в Джангельдинском районе. Еще острее – в Атырауской и Западно-Казахстанской областях.

– Насчет семян – пока тишина, – говорят в Союзе фермеров.

Может, ее нарушит новый министр сельского хозяйства?

Хлеба в закромах родины, по последним данным, хватит для внутреннего потребления на 24 месяца. Если не продавать за границу, можно вообще год не сеять. Но вряд ли такое допустимо. Сельское хозяйство не останавливать, а развивать нужно. И экспорт наращивать, причем в условиях очень жесткой конкуренции на рынке. А потому о главном производителе – крестьянине – думать нужно все-таки “прилагательно” к его реальным нуждам. И не победными реляциями сыпать на совещаниях, чтобы друг друга успокоить, а решать насущные вопросы: как бюджетные средства довести до конкретных хозяйств.

На недавнем съезде фермеров Казахстана прозвучали страшные цифры: только 15 процентов выделяемых для фермеров средств доходит “до земли”!

А ведь за последние 10 лет государство направило на поддержку и развитие сельского хозяйства почти 14 миллиардов долларов. Если б каждый тенге из этих миллиардов на пользу делу пошел, мы бы весь мир могли накормить! А пока продукты больше из других стран завозим…

Субсидии всех видов в Казахстане составляют 2 процента от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. Для сравнения: в странах ЕС – 48 процентов, в США – 28, в Канаде – 21, в Японии – 71. И даже в Беларуси – 18 процентов.

В прошлом году наши крестьяне получали в виде субсидий 350 тенге (2,4 доллара) на 1 га. На 500 га выходило 175 тысяч тенге, или 1200 долларов США. При стоимости солярки 70 тенге на эти деньги можно купить 2,5 тонны, которых хватает на 84 га.

Астана