Сломанные люди

Как известно, нынешний год в Казахстане объявлен Годом здоровья. Обыкновенным гражданам проще: кто занимался спортом, тот и продолжает это делать, а кого не греет такой образ жизни, того никакими коврижками в бассейн или на шейпинг не заманишь. Но есть категория граждан, которые о спорте и не мечтают, так же как, к примеру, о санатории - им бы здоровье немного подправить. Это инвалиды - люди, предоставленные в нашем обществе сами себе.
Их права теоретически регулируются длинным рядом международных документов, ратифицированных Казахстаном. Это солидные продуманные бумаги с очень правильными словами об обеспечении равных возможностей, правах на льготы и так далее. "Всемирная программа действия в отношении инвалидов" принята ООН еще в 1982 году, а деклараций с тех пор написано - уйма! И почти в каждой настойчиво рекомендуется особое внимание уделить инвалидам-женщинам. Государства должны как бы "прочувствовать" всю глубину их проблем и сделать все, чтобы эти женщины не чувствовали себя неполноценными, не страдали морально и физически. Милая наивная организация объединенных наций, как далека ты от нашей действительности. Хотела бы я посмотреть на бодрого эмиссара, вооруженного папками красивых бумаг, на каком-нибудь степном полустанке, откуда и здоровому-то не выбраться. Ни электричества, ни денег, ни будущего, ближайшая больница с единственным врачом - за десятки километров. А вы - о внимательном отношении общества...
Главное, на мой взгляд, именно то, как страна относится к людям с ограниченными возможностями (так на Западе называют инвалидов). У нас они унижены многократно. Государство всячески подчеркивает их ущербность и никчемность: это и регулярные явки на ВТЭК для подтверждения инвалидности, и дискриминация при приеме на учебу и на работу, и, наконец, социальные пособия - как пощечина. Мол, государство вам деньги платит, так чего еще надо! В прошлом году пособия по инвалидности получили 387 700 казахстанцев (сколько из них - женщин, статистика не ведает). По мнению юристов, главный закон, на статьях которого держатся шаткие отношения между инвалидом и государством - "О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан" - безнадежно устарел. Он вступил в действие в 1991 году, и с тех пор многое изменилось в нашей жизни, особенно цены.
Остались на бумаге декларированная бесплатная медицинская помощь. Где вы, нужные лекарства, в стационарах, ау? Покупайте, больные, сами - в арсеналах больниц с марганцовкой-то туго. Приказ Министерства здравоохранения РК, дающий инвалидам право на получение бесплатных медикаментов по рецептам и изделий медицинского назначения датирован 1993 годом. Конечно, в ту пору трудно было представить, что Казахстан на 60-70 процентов будет зависеть от импорта препаратов с соответствующей ценой. Потому, как воздух, необходима государственная поддержка лекарственного обеспечения, но сегодня никому нет дела, как инвалид сможет купить позарез нужные таблетки или мазь. Огромному числу людей медицинская помощь просто не доступна - из далекого аула элементарно не на что добраться до райцентра, не говоря уж об Алматы. А уж чтобы лечь здесь в стационар - это фантастика. Поэтому, когда я вижу на улице изломанного человека с протянутой рукой, с табличкой: "Помогите, нужны деньги на лечение", я ему верю. И пусть молва твердит, что он миллионер. Если у него матрас действительно набит валютой, я буду только рада, а от поданной десятки не обеднею, только в очередной раз испытаю чувство стыда за родину.
Страшная ситуация складывается в селах из-за повальной нищеты. Медики отмечают рост инвалидности среди деревенских женщин и детей и мягко называют причину: несбалансированное питание. Попросту - жрать нечего. Как результат - анемия плюс невозможность своевременно обратиться за медицинской помощью. По официальным данным, 220 из 1000 новорожденных появляются на свет с патологией, которая в дальнейшем может привести к инвалидности. Сегодня в Казахстане 5 миллионов 800 тысяч детей и подростков, из них с отклонениями в развитии - 520 тысяч. По сравнению с 1992 годом число детей с задержками в развитии увеличилось в 22 раза. В 87 специальных учреждениях обучаются около 15 тысяч детей с ограниченными возможностями в развитии. На самом деле их, конечно, гораздо больше... Тенденция, по мнению специалистов, такова, что это количество будет постоянно расти. По официальным данным, только 25 процентов женщин детородного возраста в стране относительно здоровы. Анемия - у каждой второй, заболевания почек - у каждой шестой. Больное ожидается поколение. А ведь многие женщины-инвалиды хотят испытать счастье материнства. Имеют право. И некоторые вполне могли бы рожать. Но то, что в другой стране расценивается как подвиг, у нас видится обузой. Родит и - о ужас! - потребуется улучшение жилищных условий.
О жилье. В соответствии с законом РК "О жилищных отношениях" (1997 год), инвалиды 1 и 2 групп, матери, воспитывающие детей-инвалидов имеют первоочередное и внеочередное право на получение жилья из государственного жилого фонда. Но ни один акимат сегодня не может похвастаться в отчетах таким показателем: стольким-то инвалидам улучшены жилищные условия. Раньше существовали общества инвалидов, которые постоянно тормошили государство, напоминали о своих проблемах и даже требовали выделить в парламенте депутатское кресло для своего представителя, который отстаивал бы права инвалидов. Сегодня общества увяли, энтузиазм активистов разбился о бюрократические стены. В июне прошлого года решением правительства создан Совет по делам инвалидов. Но конкретных дел в облегчении их жизни пока не замечено. По-прежнему используются старые законы. По-прежнему заброшено производство, когда-то хотя бы частично решавшее проблему занятости инвалидов - нынче работодатели и разговаривать с ними не хотят, особенно с женщинами. Не отработан механизм закона о государственной помощи, принятого в начале этого года. Инвалидам нужны не разовые благотворительные подачки, а государственная поддержка программ помощи, создание доступных реабилитационных центров.
На Западе человек с ограниченными возможностями с детства живет полноценной жизнью, там делается все, чтобы обеспечить ему комфорт - и технически, и морально. У нас примитивный протез получить - большая проблема. Председатель Фонда милосердия и здоровья в свое время немало сил положил, чтобы добиться устройства пандусов (специальных таких подъездов для колясников) в кинотеатрах и в магазинах, потом чуть с ума не сошел от бумажной волокиты, плюнул и ушел на другую работу. И сегодня обычный бордюр - все такая же непреодолимая преграда для инвалидов. И сидят они в четырех стенах, не нужные государству и обществу - куда удобнее сделать вид, что их не существует вовсе. Сидят, не выходя на улицу, как куклы со сломанными "деталями". А ведь у многих с головой тоже все в порядке. Даже более чем...