Слишком многого хотели?

После обеда 11 июля перед следственным изолятором собрались десятки родственников арестованных. Они рассказали, что в колонию введены войска, якобы бьют арестантов. Услышав крики, женщины стали бросаться на ворота, сорвали со стены вывеску. Некоторые забрались на крышу общежития. Оттуда было видно, как арестованные машут из окон учреждения белыми простынями с надписью “Помогите!”.

Представители департамента уголовно-исполнительной системы сообщили СМИ, что группа следственно-арестованных и осужденных выдвинула неправомерные требования относительно режима содержания и отказалась от приема пищи.

– Они хотят свободно передвигаться по режимному корпусу днем и ночью, требуют свиданий с родственниками и другими лицами в любое время. Кроме того, потребовали, чтобы мы сняли блокиратор мобильной связи для пользования сотовыми телефонами во всех пяти спецучреждениях. Их действия и требования незаконны. 20 из них нанесли себе незначительные телесные повреждения в области брюшной полости и запястья. Им была оказана медицинская помощь. Два человека – в больнице, – прокомментировал тогда ситуацию замначальника департамента УИС Мирбулат КУПИСОВ.

Спустя четыре месяца дело попало в суд. Трое бунтарей 21, 25 и 26 лет обвиняются по ч. 3 ст. 360 “Организация группового неповиновения законным требованиям администрации учреждения с применением насилия или умышленным причинением себе повреждения”.

Организатором бунта, согласно материалам обвинения, был ранее судимый 25-летний житель Мугалжарского района.

В тот день арестованный потребовал у начальника колонии разрешить неограниченное количество свиданий, пользоваться мобильными телефонами и свободно передвигаться по изолятору. “Таким образом, он хотел повысить свой авторитет в колонии”, – написано в обвинительном заключении.

Вернувшись в камеру, он призвал подследственных резать себе вены, вспарывать животы и крушить все, что попадется под руку. В результате в 13 камерах испорчено имущества почти на полмиллиона тенге – матрацы, постельные принадлежности, двухъярусные кровати и многое другое.

Вместе с ним по делу проходят еще двое – 21-летний житель Хромтау и 26-летний сын известного в Актобе адвоката.

– Их перед этим два дня не кормили и не поили. Люди не мылись две недели. Как так можно с людьми обращаться? Ведь они не преступники даже, всего лишь подозреваемые. Теперь сына хотят привлечь за массовые беспорядки, – комментирует происшедшее юрист Галина Петухова.

Актобе