Слезы памяти высохли, или Никто не забыт?

Вечный огонь и сраженный солдат

30 лет назад по инициативе семипалатинских ветеранов войны в городе появился Сквер Победы, спустя еще четверть века он получил статус парка. В 1985 году, к 40-летию Великой Победы, здесь был установлен комплекс памятников – на центральной аллее на высокой стеле размещена скульптура богини победы Ники, летящей под облаками на коне. Внизу у подножия обелиска горит Вечный огнь, заключенный в традиционную пятиконечную звезду. Возле всполохов огня расположена скульптура падающего солдата, сраженного вражеской пулей.

С обеих сторон Аллеи славы установлено 53 стелы с именами семипалатинцев, удостоенных звания Героев Советского Союза. А в центре аллеи скульпторы разместили «Чаши слез» – невысокие фонтаны, из которых никогда не били ввысь веселые струи. Вода здесь тихо стекала в каменные емкости, символизируя горечь утрат и пролитые слезы бесчисленного множества людей, потерявших на войне детей, супругов, родителей, друзей.

Зачем салют в День Победы?

Необычная стилистика этого мемориала на протяжении трех десятилетий была одним из главных символов Семея. Но в юбилейном году слезы памяти высохли – вода сюда сегодня не подается, пустые чаши сверкают сухим плиточным дном.

Впрочем, сухие «Чаши слез» – не единственное пренебрежение памятью о войне. В мае горожан взбудоражило и возмутило отсутствие салюта в юбилейный День Победы. Семей оказался единственным в Казахстане городом, не почтившим память погибших праздничными залпами.

Никто не забыт, говорите?

Кроме того, в этом году впервые за много лет в Семее не состоялся традиционный смотр-конкурс музеев боевой славы. Они существуют во многих колледжах и школах города. В каждом таком музее собраны документы, фотографии, подлинные вещи участников войны. По словам педагогов, это является одним из лучших способов сохранить в детских душах уважение перед подвигом их предков. Если ты видишь на музейных стендах фотографию своего собственного прадеда, а рядом – документы прадеда твоего одноклассника или согруппника, то абстрактная история становится ближе и понятнее. Каждый год в дни проведения конкурсов такие музеи демонстрировали новые экспонаты, обменивались друг с другом находками и исследованиями, приглашали ветеранов, готовили познавательные мероприятия, в которых в общей сложности принимали участие тысячи детей. Но в юбилейный год о традиционном конкурсе тоже никто не вспомнил.

И если в майские дни с каждой трибуны звучали заверения: «Никто не забыт, ничто не забыто», то в остальное время проявляется все больше грустных симптомов того, что у «вечной памяти» в Семее оказался ограниченный срок.  

Семей