– Психолого-педагогические методы работы должны определять способы управления спецконтингентом, играть ключевую роль в ресоциализации и адаптации осужденных, – пояснили в ведомстве. – Как показала проверка, значительная часть психологов не способна полноценно выполнять свои функции из-за низкой квалификации, а проводимая ими работа является формальной и, по сути, бесполезной.
Из 33 психологов исправительных учреждений Восточно-Казахстанской области только восемь имеют базовое психологическое образование, остальные являются специалистами в области школьной психологии. В прокуратуре отметили, что заключения психологов страдают шаблонностью, зато щедро украшены сложными терминами, значение которых психологи даже не могут объяснить.
Знал бы Зигмунд Фрейд, насколько поверхностно будут цитировать его труды горе-аналитики из колоний! В трех случаях психологи не смогли не только рассказать о методиках психодиагностики, но и просто прокомментировать собственные заключения, составленные ими на осужденных.
Но самое страшное даже не в том, что психологи не имеют представления о внутреннем мире конкретных людей со сложными судьбами. Непрофессионализм приводит к трагедиям, которых возможно было избежать. В прокуратуре ВКО заявили, что на совести психологов – шесть суицидов, которые произошли в исправительных учреждениях области в нынешнем году. Причем пять самоубийц даже не числились в списках тех, кто склонен к суициду.
К примеру, в июне в одной из колоний Семея покончил с собой заключенный, отбывавший срок за убийство супруги. Мужчина испытывал острое чувство вины, отчего впал в депрессию. К тому же получил известия о кончине матери и о том, что отчим продал квартиру, что стало последней каплей. Однако и эти события, и глубокая депрессия остались вне поля зрения психологической службы – осужденный не состоял на профилактическом учете лиц, склонных к суициду.
– Опрос и анкетирование заключенных свидетельствуют о существенных недоработках специалистов при психодиагностике, составлении психологических портретов, – констатировали в прокуратуре Восточного Казахстана. – Внесено представление об устранении нарушений законности с постановкой вопросов о качественном подборе кадров, применении новых, креативных методов работы, обеспечении прохождения специальной подготовки и курсов для работы с осужденными, представляющими особую опасность.
Вот только реально ли выполнить такие предписания в ближайшее время? Первоклассных психоаналитиков в регионах можно пересчитать по пальцам. А уж желающих работать в местах лишения свободы – тем паче…
Семей