Сладкая конфета - горькое лекарство?

Пока акиматам и депутатам от правящей партии это, в целом, удалось. Однако как долго продлится период "подзамерзших" цен в аптеках, учитывая абсолютное доминирование на нашем рынке импортных лекарств и вообще товаров медицинского предназначения?
Тем более, что заключенные договоренности с аптеками и компаниями, импортирующими лекарства, "подтачивает" с другой стороны никто иной, как само же государство в лице таможенного комитета.
Это началось около трех месяцев назад. Таможенные органы при классификации товаров на импортируемые в Казахстан лекарственные средства начали применять такие группы товаров, которые традиционно применяются в отношении продовольствия. Например, везет компания в Казахстан сахаросодержащие препараты, а таможня классифицирует их как сахаросодержащие конфеты и сразу обкладывает их НДС и пошлинами, как ввозимый товар. Или хочет импортер доставить на рынок страны препараты, содержащие в себе спирт, таможня квалифицирует их при оформлении как спиртные напитки. То есть, назначая намного более высокие ввозные пошлины, чем традиционно применяются в отношении лекарств. Естественно, что вся экономика данной импортной поставки меняется, что для конечного потребителя лекарств, обычного казахстанского гражданина или государственной больницы, обернется повышением цены на лекарство. А как может быть иначе?
- Вообще, ситуация совершенно абсурдная. У нас в стране существует уполномоченный государственный орган, компетенцией которого является определение того, является тот или иной продукт лекарственным средством, или нет. Этот орган - Министерство здравоохранения в лице Комитета по фармконтролю. Именно он, и только он выдает компаниям-импортерам заключения о статусе того или иного препарата, и испытания эти длятся не менее года. И если комитет определил, что тот или иной препарат является лекарственным средством, то никто не может его интерпретировать как товар продовольственной группы! В товарной номенклатуре лекарственные средства выделяются в отдельные группы, это норма прямого действия, и выдумывать ничего не надо, - комментирует эту, действительно, очень странную ситуацию Геннадий Шестаков, возглавляющий Казахстанскую Ассоциацию таможенных брокеров (КАТБ).
Надо сказать, что потери, которые несут импортеры лекарств, заключаются не только во вдруг выросших ставках таможенных пошлин. Как косвенные потери здесь надо рассматривать и те средства, которые были ими ранее затрачены на проведение экспертизы препаратов в Комитете по фармации для получения заключения. К слову, на проведение этих исследований, достаточно недешевых, затрачивается и немалое время - тоже капитал. Теперь при таком подходе таможни, все это можно считать потерянным впустую.
Некоторые компании пошли на требования таможни, уплатив пошлину по новым, "продовольственным", ставкам. Интересно бы спросить их о перспективных планах: будут ли они продолжать ввозить эти препараты, учитывая, что после девальвации тенге привлекательность казахстанского фармацевтического рынка для импортеров и так снизилась. Другие компании стали судиться с таможенными органами. Несколько из них уже выиграли экономические суды с помощью КАТБ.
- Экономические суды у нас, слава богу, вполне грамотны; они понимают, что конфета - это не лекарственное средство и что в сфере оборота медикаментов уполномоченным органом у нас в стране является Минздрав, а не таможенный комитет. Вполне разумную, позитивную позицию, занимает и прокуратура. Вообще, нужно всем участникам внешнеэкономической деятельности смелее пользоваться теми возможностями для защиты законных интересов, которые им предоставляет судебная власть, - говорит г-н Шестаков.
Хотя в других комментариях его коллеги брокеры и участники ВЭД, высказали некоторые претензии к судебным органам и особенно к прокуратуре в этих процессах, считая, что те должны быть более последовательны в части надзора за исполнением норм Закона, тем более, что таможня не опротестовала ни одного заключения Минздрава по отнесению каких-либо препаратов к медицинским.

Фото с сайта http://www.ami-tass.ru