Слабый тенге, переизбыток рубля и потери золота: прогноз казахстанского эксперта о происходящем на финансовом рынке

Накануне заместитель председателя Национального банка Казахстана Алия Молдабекова рассказала об основных факторах влияния на курс тенге и ситуации на валютном рынке:

- По итогам июня курс тенге ослаб до 470,24 тенге (на 13,3%);
- На ослабление нацвалюты повлиял ряд факторов: усиление позиций доллара, повышенный спрос на валюту со стороны юрлиц в период выплаты дивидендов и снижение предложения валюты, связанного с сокращением продаж для выплаты налогов экспортерами;
- В течение июня на внутреннем валютном рынке валютные интервенции Нацбанком не осуществлялись;
- Фиксированный курс создает иллюзию краткосрочной стабильности, вопрос перехода к нему Нацбанком не рассматривается. В Казахстане сохранится свободно плавающий курс.

Помимо того, для решения вопроса с накопленными рублями Нацбанк и правительство Казахстана планируют разрешить вывоз наличных российских рублей в период с момента вступления в силу постановления до 31 августа 2022 года в пределах накопленного объема в кассах по состоянию на 1 июля 2022 года.

При этом в финрегуляторе понимают, что разовый вывоз является промежуточной мерой и не решает проблему накопления наличных российских рублей в казахстанских банках, и уточняют, что рассмотрение вопроса полной отмены запрета на вывоз наличных рублей банками возможно по мере проведения анализа торговых потоков и стабилизации ситуации.

Помимо того, в Нацбанке сообщили о снижении золотовалютных резервов Казахстана на 800 млн долларов, до 32 млрд долларов за июнь 2022 года.

«В июне на фоне укрепления доллара США цена на золото снизилась на 2,2%, с 1854,4 до 1813,6 долларов США за унцию, в связи с чем произошло снижение портфеля золота. Также на снижение ЗВР повлиял отток клиентских средств с валютных счетов в Национальном банке»,сообщили в пресс-службе Нацбанка.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил обсудить обозначенные Нацбанком моменты c казахстанским экономистом и генеральным директором DAMU Capital Management Муратом Кастаевым

- Согласны ли вы тезисами финрегулятора по части ослабления нацвалюты? Возможно, на ситуацию на валютном рынке повлияли и другие факторы?

- Перечисленные факторы ослабления тенге и укрепления доллара в целом исчерпывающи. Я бы все же поставил в центр внимания уже случившиеся и ожидаемые повышения ставки ФРС США, которые привели к росту индекса доллара до максимумов за последние 20 лет. Повышение ставки стимулирует переток инвестиций на американский рынок и укрепляет доллар по отношению к большинству мировых валют. Дополнительным фактором я бы отметил сезонный летний спрос на валюту, так как для зарубежных туристических поездок нужна валюта. И как бы ни говорили и ни писали, что доходы населения падают и немногие могут себе позволить ежегодные поездки за границу, тем не менее число выезжающих на отдых за рубеж исчисляется сотнями тысяч казахстанцев.

- Насколько динамика тенге, которую мы наблюдаем сейчас, выглядит тревожной? Сильным ли на текущий момент выглядит ослабление на 13,3 %?

- Динамику тенге нельзя назвать тревожной. С некоторыми оговорками, но все же в стране действует свободной плавающий валютный курс, и ослабление тенге происходило на рыночных факторах, перечисленных выше. Однако был еще некий фактор, искажающий баланс, так как при высоких ценах на нефть курс доллара должен был быть ниже. Поэтому я предполагаю, что этим фактором был Сбербанк, который всю свою прибыль за прошлый год (130 млрд тенге) конвертировал в доллары и отправил материнскому банку; а затем «Байтерек» покупал доллары для покупки самого дочернего банка Сбербанка в Казахстане. Доллар и евро сравнялись: нужно ли казахстанцам как можно быстрее бежать в обменники

Поэтому текущее ослабление тенге выглядит несколько преувеличенным, однако курс приходит в равновесие из-за снижения цен на нефть, так как при цене на нефть около 90 долларов за баррель текущий курс доллара уже выглядит обоснованным и близким к равновесному.

- Решение Нацбанка придерживаться свободного курса тенге – оправданно ли оно с учетом нынешней действительности?

- Я поддерживаю режим свободно плавающего обменного курса, который отражает изменение факторов, влияющих на курс, и позволяет абсорбировать внешние и внутренние шоки. При фиксированном курсе рано или поздно накопленные дисбалансы прорываются, и это приводило к одномоментной и резкой девальвации, чему наши граждане были свидетелями не один раз. Также стоит подчеркнуть, что сила валюты отражает силу экономики, которая за ней стоит, а это уже вопрос компетенции не Нацбанка, а правительства. Поэтому даже если бы Нацбанк удерживал какой-то фиксированный курс, тратя на это свои золотовалютные резервы, но при этом казахстанская экономика оставалась слабой и не диверсифицированной, то резкое ослабление тенге все равно стало бы лишь вопросом времени. Для того, чтобы валюта была сильной, нужно развивать отечественное производство, стимулировать экспорт товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, выходить из ЕАЭС и максимально диверсифицировать нашу экономику.

- Рядовым казахстанцам было бы полезно услышать совет от специалиста: в какой валюте следует держать свои сбережения, и стоит ли поддаваться соблазнам на фоне скачков и падений на валютном рынке?

- Рядовым казахстанцам не стоит пытаться зарабатывать на колебаниях курсов валют, ведь это не всегда удается даже крупным инвестиционным банкам с миллиардами ресурсов и тысячами самых квалифицированных и профессиональных аналитиков. Я рекомендую формировать сбалансированный инвестиционный портфель, состоящий из разных инструментов (депозиты, ценные бумаги, сырье, драгоценные металлы, недвижимость и т.д.) и в разных валютах (доллары, евро, юани, тенге). При правильно подобранных инструментах такой портфель будет устойчив к кризисам и резким колебаниям на рынках, так как при снижении стоимости одной части портфель его будет компенсировать рост другой части.

- Теперь о ситуации с переизбытком рубля в обменниках и банках Казахстана…  Она достаточно сильно обеспокоила казахстанское общество. Что вы можете сказать на этот счет?

- Скопление наличных рублей стало следствием ошибочного, на мой взгляд, решения Нацбанка об ограничении вывоза иностранной наличной валюты. Я считаю, что следовало ограничить вывоз только твердых валют, таких как доллары и евро, но позволить свободное обращение рубля. Приток наличной российской валюты был обусловлен россиянами, привозящими с собой рубли и скупающими доллары и евро, а деваться этой рублевой наличности было некуда. В результате уже в мае в банках скопилось 25-35 млрд рублей, а за июнь и вторую половину июля к этой сумме могло добавиться еще 10-15 млрд рублей. Казахстанские обменники завалены рублями: к чему это приведет

Поэтому разрешение на вывоз наличных рублей является верным, и это позволит сбалансировать рынок и нормализовать движение российской валюты. Я считаю, что не нужно ограничиваться разовой акцией и после 31 августа просто отменить ограничения по рублю. Все равно рано или поздно курс рубля придет к адекватному рыночному уровню, и санкции против РФ действуют, как бы это ни отрицалось. В результате экономика РФ ослабнет и потянет за собой рубль, и наличие крупных остатков рублей в РК нам навредит, так как эти деньги могут резко обесцениться за короткое время.

- Золотовалютные резервы. Насколько я понимаю, их можно рассматривать как своеобразный страховой фонд и подушку безопасности на случай беспокойных и рискованных настроений на финансовых рынках. Скажите, насколько значительным является снижение объема ЗВР на 800 млн долларов? Оправданным и действенным ли оказалось использование резервов для поддержки экономики страны?

- Снижение резервов на 800 млн долларов выглядит значительным, однако не стоит их воспринимать как потери. В связи с тем, что 2/3 наших резервов Нацбанк держит в золоте, снижение его цены привело к снижению стоимости золотой части резервов Нацбанка. Но это не есть убыток, так как Нацбанк не собирается продавать это золото, и по мере роста котировок на золото, его стоимость также вырастет. Нацбанк очень консервативен в управлении резервами и держит в золоте преобладающую долю резервов. Золото не приносит инвестиционный доход, однако сохраняет свою стоимость и ценность уже на протяжении тысяч лет, поэтому держать деньги в золоте — это очень безопасно. Поэтому снижение резервов не связано с их расходованием на поддержку экономики, это просто переоценка рыночной стоимости составляющих этих резервов.

Аналогичная ситуация наблюдалась в последние месяцы и с активами ЕНПФ, когда вкладчики увидели снижение сумм своих пенсионных накоплений, однако это было связано не с убытками ЕНПФ, а со снижением на мировых фондовых рынках, из-за которого снизилась и стоимость бумаг, в которые ЕНПФ вложил деньги, – подытожил господин Кастаев.