Обменный курс тенге к доллару США крайне осторожно ослабел с открытия торгов на бирже KASE после долгих выходных. Накануне сделки по валютной паре USD/KZT проходили в диапазоне 440-445, но последние сделки состоялись в районе 441-442.
Пока казахстанский валютный рынок отдыхал, мировые финансовые рынки штормило на фоне роста доходностей американских государственных облигаций. Кроме того, под давлением оказались нефтяные цены вместе с другими коммодитиз. Цена нефти сорта Brent опускалась до 101 USD за баррель. Между тем не забываем про дальнейший рост глобальной стоимости доллара до максимума за 20 лет, что является негативным фактором для валют развивающихся стран. Доллар за 500. За нынешним укреплением тенге последует его резкое ослабление – эксперт
Тем не менее, убеждены специалисты, надеяться на какую-то предсказуемость обменного курса в последние месяцы не приходится из-за значительного влияния «искусственного» рубля и внутренних мер поддержки валютного рынка.
В этой связи корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к аналитику компании Esperio Нурбеку Искакову для более подробного разбора текущей динамики на отечественном валютном рынке.
«Май подходит к экватору - и все более заметной становится появляющаяся слабость тенге и российской валюты, которая сигнализирует о начавшемся медленном переходе от периода сильного укрепления к периоду нового ослабления валют Казахстана и России», - обозначил аналитик в начале разговора.
По словам эксперта, характеристики надвигающейся волны слабости тенге и рубля можно свести к трем основным параметрам.
«Первый – это размер снижения. Для нацвалюты РК он может быть очень схож с обвалом в феврале-марте этого года, то есть курс тенге имеет высокие шансы вновь вернуться к 500,0-510,0 за доллар США.
Второй параметр – это тайминг. Новая волна снижения тенге может начаться уже в июне и длиться в течение всей второй половины 2022 года. Процесс вряд ли будет носить взрывной характер, как это было в феврале-марте, скорее, он будет более затяжным и пологим. 300 тенге за доллар: насколько возможно такое укрепление
И, наконец, третий параметр – это вероятная причина падения тенге и рубля. Здесь все прозрачно, ей с высокой вероятностью станет сильный спад цен на нефть из-за наблюдаемого уже сейчас замедления мировой экономики. Другие факторы, при сохранении защитных барьеров в казахстанской и российской финансовой системах, вряд ли смогут оказать серьезное влияние на курсообразование валют двух стран», - отметил Нурбек Искаков.
Следующий момент, на который мы обратили внимание вместе с экспертом, – это прогноз ЕБРР по замедлению экономического роста в стране.
В Европейском банке реконструкции и развития считают, что темпы роста экономики в Казахстане значительно замедлятся, и достичь прогнозируемых показателей удастся при условии, что цены на сырьевые товары останутся высокими и Казахстан сохранит доступ к рынку экспорта.
«По мере того, как западные компании выводят санкции против России, Казахстану приходится искать замену поставщикам и альтернативные пути поставок. Дополнительные затраты на более сложную торговую логистику (через Каспийское море и Грузию), скорее всего, скажутся на казахстанских потребителях и производителях, усиляя инфляционное давление и снижая международную конкурентоспособность страны», - говорится в прогнозе ЕБРР.
Нурбек Искаков в свою очередь убежден, что экономика Казахстана и в обычное время крайне чувствительна к конъюнктуре нефтяного рынка, а в период потрясений - и подавно.
«Поэтому можно строить совершенно разные прогнозы, но все они так или иначе будут упираться в один и тот же экзогенный параметр – нефтяные котировки.
При высоких среднегодовых ценах на нефть ($85,00-90,00 за баррель Brent в 2022 году) можно и санкции вводить против России, и курс тенге расшатывать, и даже нарушать логистику импорта в Казахстан, экономика РК все равно будет демонстрировать хорошие темпы роста в 2,0-2,5 % в год.
Это не столько заслуга правительства Казахстана (хотя нужно признать их грамотные действия в феврале и марте в период паники на валютном рынке), сколько результат чрезвычайно благоприятной конъюнктуры нефтяного рынка. Среднегодовая цена нефти в 2021 году составляла $70,00 за баррель Brent, а сейчас она на 22% выше $87,50 за баррель. Поэтому даже если среднегодовая цена нефти просто останется на текущих значениях, этого будет достаточно, чтобы ВВП Казахстана вырос в 2022 году на 2,0-2,5 %. Но мы видим, как развиваются события в мировой экономике. ВВП США в первом квартале 2022 года сократился на 1,4 %, американский фондовый рынок с начала года упал на 15-17 %. Аналогичные процессы происходят в еврозоне, в Китае, так что, по всей видимости ,нам не удастся избежать сценария глобальной рецессии с сильным спадом цен на нефть.
Значит, и сценарий роста ВВП Казахстана на 2,0-2,5 % в 2022 году можно считать чрезвычайно оптимистичным и маловероятным. В реальности экономика РК в этом году в лучшем случае останется при своих 0,0-0,5 % роста ВВП, для этого нужно, чтобы среднегодовая цена на нефть не упала ниже прошлогоднего уровня в $70,00 за баррель Brent. А в худшем случае, особенно если ожидаемый спад цен на нефть окажется продолжительным, экономику Казахстана ждет потеря 1,0-2,0 % ВВП в 2022 году», - подытожил спикер.