Скрипалиада, или Казахстанский след в деле отравления шпиона

Чем больше раскручивается маховик вокруг отравления, тем больше в этом деле возникают новые страны и новые люди. Так, на днях появилась информация о том, что Сергей Скрипаль на самом деле до 2017 года работал на разведки четырех стран, входящих в НАТО. Об этом сообщил немецкий журнал “Focus”. Если это так, то вся информация о причастности российских спецслужб к этой истории дезавуируется, скорее всего. Собственно говоря, ничего нового.

Вряд ли Сергей Скрипаль, уволенный из центрального органа разведки Вооруженных сил РФ перед началом XXI века, осужденный за шпионаж и высланный в Великобританию в 2010 году, представляет интерес для кого-то как носитель неких российских секретов.

А потому представить, что Кремль отдал приказ об его уничтожении, трудно. В этом убежден бывший кадровый разведчик, работавший в Великобритании под прикрытием 5 лет, а ныне писатель, полковник в отставке Михаил ЛЮБИМОВ.

Это о нем в одной из английских газет написали так: “…этот дружески настроенный русский являлся одним из талантливых и целеустремленных молодых сотрудников КГБ и в дальнейшем возглавил весь антибританский шпионаж на Лубянке”.

“Входят два раза англичане в одну и ту же реку”

– Михаил Петрович, с самого начала вы крайне иронично отозвались о том, что происходит вокруг этой истории со Скрипалями. В одном из интервью вы заявили: “А в этом деле, где этот полковник ГРУ фигурирует, вообще смешно. Во-первых, его не убили. Он отравился. И сразу – длинная рука страшного Путина. Ну это же смешно уже: входят два раза англичане в одну и ту же реку. Ну раздули они про Литвиненко – ничего не доказали”. Откуда такой скепсис по отношению к словам англичан? Потому что нет никаких доказательств или вы знаете нечто, что недоступно нам?

– Англичане – мастера по дезинформации. Использовали так называемое письмо Зиновьева в 20-е годы, благодаря этому выиграли на выборах, потом разорвали с нами дипотношения, опять же, на основе этой белогвардейской фальшивки о подготовке революции в Англии.

Очень ловко они дезинформировали немцев по поводу предстоящей высадки союзных войск, подбросив труп английского офицера с депешей, в которой указывалось ложное место высадки.

Тереза Мэй скоро покинет свой пост, но она до конца будет поддерживать свою версию, тем паче, что была министром внутренних дел и близка к спецслужбам.

– Вы отрицаете, что спецслужбы, например, российские могут устранить неугодных людей? Неугодных в смысле нелояльных властям и позволяющим себе выступать с критикой действий режима. Вы называете это болтовней. Почему?

– У меня опыт советской разведки, я ушел в отставку в 1980 г. Последний “экс” был в 1959 г., когда в Мюнхене наш агент Сташинский ликвидировал Бандеру. Кстати, он заочно был приговорен Верховным судом к смертной казни, как военный преступник. В 1961 году сбежал на Запад, всё рассказал, и разразился жуткий скандал. Политбюро закрыло 13-й отдел ПГУ, занимавшийся в том числе и “эксами”, его переформатировали. С тех пор мы никого не трогали, хотя нас в этом постоянно обвиняли.

Все перебежчики прекрасно живут на Западе, взять хотя бы Гордиевского или Виктора Суворова – Резуна. Правда, однажды мы передали болгарам по просьбе Живкова (первый секретарь, а затем генеральный секретарь ЦК Болгарской коммунистической партии с 1954 по 1989 г. – А. О.) пресловутый зонтик, который они использовали для убийства диссидента Маркова в Лондоне.

Убийство Амина – это вообще военный переворот, там работал спецназ.

Абсурдные утверждения

– Вы сказали, что ни одна разведка мира не сдает своих сотрудников на растерзание прессы. Британская сторона считает, что нашли виновных в “отравлении” и называет, что их двое, и они представляют собой российские спецслужбы.

– Путин и всё правительство, особенно после воссоединения Крыма, делают всё, чтобы вырваться из международной изоляции. Зачем ему ликвидировать Скрипалей, да еще накануне своих выборов? Зачем ему новые санкции? И уже совсем абсурдно вытаскивать “любителей готических соборов” на телевидение (если они действовали по его приказу).

– Владимир Путин объявляет, что имена тех, кого подозревают англичане, установлены, и эти люди не имеют никакого отношения к спецслужбам. Более того, он рекомендует им появиться в СМИ и рассказать о себе. А на следующий день Маргарита Симоньян (главный редактор телеканала “Russia Today”. – Ред.) берет интервью у Боширова и Петрова. Как это прокомментируете?

– Конечно, это не случайность. Совершенно ясно, что Симоньян – сотрудница государственной телекомпании, ей сказали это сделать, она тут же и взяла интервью.

По-моему, для Путина вся эта история совершенно невыгодна. Столько сейчас стараются и Лавров, и сам Путин, чтобы улучшить отношения с Западом, и вдруг рубит сук, на котором сидит. Абсурд. Более того, если даже допустить, что такую глупость сделали, то зачем вытаскивать этих людей на телевидение? Я считаю, что все это – темное дело, все это личная месть. Какая выгода Казахстану от новых антироссийских санкций? - эксперты

– Простите, о какой личной мести может идти речь?

– Имейте в виду, что я не пророк. На половину вопросов и сам не могу ответить. Но, понимаете, там хватает всего. Возьмите этого Скрипаля, он предал немало человек. Разрушенными оказались жизни многих людей. А сейчас у нас много такого разного творится, что ничего не стоит прилететь в Лондон и там что-то сотворить. Но всё настолько непрофессионально, что я и комментировать не могу.

Это всё какая-то самодеятельность, причем низкого уровня. Вся история выглядит, как дурная комедия.

Англичане многое нарыли, от этого трудно отмахнуться. Однако поражает полная профнепригодность “сладкой парочки”. Я все же подозреваю, что это – личная месть тех гэрэушников, которым начальник управления кадров Скрипаль сломал карьеру. В любом случае надеюсь, что Следственный комитет не оставит это дело без внимания, хотя англичане не желают сотрудничать (это тоже наводит на дурные мысли).

Куда ездил Петров?

14 сентября на своей страничке Михаил Любимов оставил такую запись: “Я понимаю тех, кто при любом развитии событий с любителями готики в Солсбери будут в любом случае всё валить на власти, я сочувствую тем, кто пал жертвой шпионских книг и фильмов о Бонде или Борне (смотрю их сам как комедии), но предлагаю следующее развитие событий. Арест и суд над "сладкой парочкой", которая признается в смазке ручки двери Скрипалей. Поиски заказчиков. Это шоу будет почище малаховских. Держу пари на бутылку “Джонни Уокера” с черной наклейкой (в случае проигрыша – по бутылке с каждого)”.

– Англичане будут стоять на своем, – говорит Михаил Петрович. – Во-первых, Тереза Мэй изначально тесно связана со спецслужбами, напомню, была министром внутренних дел. Во-вторых, она ведет политическую игру. Все знают, что Мэй скоро уходит и ей нужно заявить о себе. Она подключила почти все европейские страны в это дело, несмотря на то, что сама держится на волоске. И будет стоять на своем до упора.

Понимаете, в этом клубке вранья сложно разобраться даже мне, хотя я, в общем-то, знаю подоплеку таких дел. Пять лет находился в Лондоне, а потом в Москве занимался Англией, работал вместе с Филби.

– Нас, казахстанцев, эта тема интересует и потому, что буквально на днях “Telegraph” сообщила, что один из “отравителей” Петров, выбрав для путешествия в Китай автобусное сообщение, бывал в Казахстане. Было это вроде бы в 2016 году. Почему все больше сторон вовлекается в это дело? С какой целью примешивают сюда и Казахстан?

– Вот это я не знаю. Может, Петров действительно ездил в Казахстан. И для чего это сообщение появилось, не понимаю.

АЛМАТЫ