Скотовод наоборот

Мировой финансовый кризис – это проблема. Мировой продовольственный кризис – это трагедия. Эту мысль Н. Назарбаев высказал на днях в своем выступлении с трибуны Всемирного экономического форума в Шарм-эль-Шейхе. Последнее десятилетие для большинства землян было относительно благополучным. Если бы мир богател такими же темпами и дальше, то к 2015 году бедняком на планете был бы только каждый десятый, а не каждый третий, как в 1990-м. Рост цен на продукты перечеркнул надежды сотен миллионов людей.

Сельское хозяйство в списках не значится

В то время как весь мир подсчитывает возможные потери от роста цен на продовольствие, наши чиновники уповают на большие возможности, которые этот рост принесет Казахстану. Правительство спешно повысило субсидии сельхозпроизводителям. С этой весны за масличные культуры, например, доплачивают из бюджета вчетверо против прежнего, за сахарную свеклу – в пятеро, за бахчевые – в 1,3 раза. С учетом того, что “в развитии животноводства ведущая роль принадлежит кормовой базе”, – в 3,8 раза, с 660 до 2500 тенге, увеличены субсидии на кормовую кукурузу.

Эти “пожарные” меры, без сомнения, дадут эффект. Но использовать рост цен на продовольствие в полной мере Казахстан не сможет. Более того, высокая доля импорта – сегодня страна завозит большую часть потребляемого мяса, масла и сахара – “съест” значительную часть доходов от продаж зерна, на рост которых сегодня так рассчитывают в Минсельхозе.

Скачок мировых цен на продукты Казахстан встретил с отсталым аграрным сектором, который так и не вышел из кризиса 1990-х. Сельское хозяйство до последнего времени не рассматривалось как перспективное направление развития, хотя специально для мониторинга ситуации в 2003 году создано АО “Казагромаркетинг”, которое и должно было заниматься анализом мировых тенденций и своевременно докладывать о них в Минсельхоз. В списке приоритетных направлений инвестирования “Казыны” производство продовольствия не значится до сих пор. Вместо инвестиций в село Казахстан строил технопарки, увлекался электроникой и биотехнологиями, намереваясь пробиваться на рынки новые и незнакомые.

Застрявшие в 90-х

По данным экспертов Программы развития ООН (ПРООН), с 1990 года (когда доля села в ВВП составляла 34 процента) урожайность в Казахстане упала почти на треть, а производство животноводческой продукции – более чем вдвое. Поголовье скота также уменьшилось более чем в два раза. В 2006 году страна ввезла 58 процентов потребляемого растительного масла, 49 процентов сахара, 46 процентов колбасы, 55 – кондитерских изделий, более 80 процентов рыбы и рыбной продукции. Завозятся практически все мясные, фруктовые и овощные консервы, почти весь сыр. “Казахстан является чистым импортером таких основных продуктов питания, как мясо и мясопродукты, молоко и сливки, сахар, кондитерские изделия и шоколад, растительные масла и жиры”, – отмечают эксперты ООН. В то же время 80 процентов зерна и шкур наши производители продают за границу без всякой переработки.

В 1990-х почти каждый из имевшихся в республике 2125 государственных колхозов и совхозов был поделен на 40–50 и более участков. Сегодня, например, в ВКО крестьянских или фермерских хозяйств на тысячу сельских жителей в среднем приходится 25,8. Свежеиспеченные фермеры, как правило, не могли покупать в нужных количествах удобрения, технику, не имели денег на развитие. А если нет денег на расширение, то нет и доходов.

Если в 1980-е разница в заработках между горожанами и сельскими жителями была небольшой (в 1986 году на селе, по статистике, получали в среднем 216 рублей, а средняя зарплата в целом по республике составила 236 рублей), то сегодня доходы отличаются в два-три раза. Одновременно с приватизацией рухнула вся сельская инфраструктура. По состоянию на 2006 год, по данным ПРООН, половина аулов и поселков не имеет поликлиник, клубов и почтовых отделений, 72 процента сел не обеспечены водоснабжением.

За прошлый год, возможно, из-за оттока рабочих из городов обратно в село в ходе “строительного кризиса”, доля сельского населения в республике выросла с 43 до 47 процентов. В сельской местности живет почти половина населения страны, тем не менее средств на развитие селу выделяется гораздо меньше. В том же 2007 году на развитие сельских территорий из всех источников направлено около 107,2 миллиарда тенге, что составило примерно 4,5 процента от всего госбюджета.

– Сельское хозяйство нашей страны развивается слабыми темпами, – признал в прошлом году глава Минэкономики Аслан Мусин. – Объем производства за последние 5 лет вырос всего на 20,7 процента.

“КазМяс” из Новой Зеландии

Как правило, чем меньше земельный участок, тем меньше продукции его хозяин может производить на продажу. Особенно это касается мяса. Ведь мясной рацион требует сельскохозяйственных площадей примерно в пять раз больших, чем рацион питания, основанный на зерновых. Поэтому после роспуска колхозов стада в основном пустили на бесбармак.

Но с 1999 года поголовье вновь начало увеличиваться, за прошлый год коров в Казахстане стало больше на 3,4 процента, овец и коз – на 5,2 процента, свиней – на 6,4 процента. Тем не менее, по данным Минсельхоза, в октябре прошлого года доля местной говядины на столах наших граждан составляла 45 процентов, свинины – 24 процента, баранины – 14 процентов, мяса птицы – всего 8 процентов.

Сегодня средний казахстанец потребляет в год 64 килограмма мяса – в полтора раза меньше, чем в 1990-м. Но при этом потребление мяса растет гораздо быстрее его производства. Спрос, который не может удовлетворить отечественный производитель, покрывает импорт.

Импорт мяса только из стран СНГ за год вырос в 30 раз, в том числе из России – в три раза. Из дальнего зарубежья тоже стали везти больше: из Китая – в 4,8 раза и в 6,8 раза – из Новой Зеландии. В целом ввоз превысил собственное производство в 2,9 раза.

Удар по яйцам

Кур и уток в промышленных масштабах у нас разводят на 40 птицефабриках (в 1990-м – 70). 28 из них специализируются на производстве яиц, 12 производят бройлерное мясо. С 1997 года поголовье птицы выросло в 2 раза и составляет 37 миллионов голов, в прошлом году произведено 2,8 миллиарда штук яиц (в 1990-м – 4 миллиарда). Половину мяса и яиц производят мелкие подворья.

Сегодня птицеводы получают субсидии и налоговые льготы. Но перед принятием нового Налогового кодекса Минфин решил эти льготы отменить. Это значит, что за все будет платить потребитель.

– В прошлом году яйцо подорожало на 29 процентов, но этот рост не отражает реальности. За два последних года цена зерна выросла почти в три раза. Мы так повышать цены не можем – продукцию никто не купит. Поэтому сегодня рентабельность наших предприятий падает, – говорит председатель Союза птицеводов Казахстана Нурмахан Ниязбеков. – Рост цен неминуемо скажется на сбыте. В 1990-м у нас в год на человека потреблялось 230 яиц, а сегодня – всего 150. В России же потребляется 250 яиц, в Японии – 320.

Нет денег – нет еды!

Доступа к дешевым деньгам у производителей мяса, яиц и молока сегодня нет. В Казахстане нет специального отраслевого госбанка, который мог бы их предоставить, желания властей или банкиров создать такую структуру пока не видно. А когда производства работают по технологиям 30-летней давности, то и качество продукта будет соответствующим. В прошлом году главный санитарный врач А. Белоног заявил, что “из общего количества забракованного в стране продовольственного сырья 60,3 процента приходится на продукцию отечественного производства”. Объемы “некондиционных” продуктов в Казахстане, по его словам, за последние два года увеличились в 3,7 раза.

– У нас в стране нормальное молоко, которое бы не воняло навозом и соответствовало санитарным нормам, не производит никто, – отметил президент Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана Анатолий Попелюшко. – Для производства конфет и шоколада мы его покупаем в Европе и России.

Видимо, нам дешевле покупать, чем наладить свое качественное производство. Но вот насколько это разумно?

По данным Национальной экономической палаты “Союз “Атамекен”, за 2005–2007 годы молоко, молочные изделия и яйца подорожали в странах ЕС на 14,7 процента, в России – на 53,7 процента, в Казахстане – на 37,5 процента; хлеб и крупы в ЕС – на 12,4 процента, России – 33,2 процента, в Казахстане – 43,4 процента; мясо и мясопродукты в странах ЕС – на 6,7 процента, России – 20,9 процента, Казахстане – 30,6 процента.

Даже по официальным данным, рост цен на продовольственные товары в РК за последние два года в 1,3 раза превзошел рост в России и оказался почти втрое больше, чем в странах ЕС.

По мнению экспертов Азиатского банка развития, “уровень инфляции в странах Закавказья и Центральной Азии будет выше, чем на остальной территории Азиатского континента”. В этом году, согласно прогнозам банка, инфляция достигнет двузначных показателей: в Таджикистане – 17 процентов, в Азербайджане – 13 процентов, в Кыргызстане – 12 процентов, в Узбекистане – 10,9 процента, в Казахстане – 17,4 процента.

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ