Впрочем, в таком же положении оказались банки большинства развивающихся стран и даже некоторые западные финансовые институты. В данных условиях самым главным источником фондирования становятся государственные ресурсы.
Ситуация на международных рынках капитала настолько критичная, что некоторые эксперты позволяют говорить себе, что и самих рынков капитала уже нет. Рынок синдицированных займов в глубоком упадке.
Многие из тех институтов, которые раньше охотно создавали со своими коллегами синдикаты, теперь сами нуждаются в дополнительной ликвидности. Те же, кто сумел сохранить стабильное положение, деньгами делиться с другими не спешит, даже за высокую цену. Как заявил на Алматинской международной межбанковской конференции Хирен Сингхарай, управляющий директор Standard Chartered, отвечающий за синдикации сразу в нескольких регионах - Европе, Африке и Южной Азии: "Сегодня займы базируются не только и не столько на возможностях их возврата, сколько на взаимоотношениях". То есть, на общих основаниях в настоящее время получить заем просто нереально, но если у контрагентов давние партнерские отношения, то договориться все же можно.
Правда, до совершения сделки никто не назовет точную цену - все ориентиры, на которые можно было опираться раньше, стерты. LIBOR, еще недавно считавшийся бенчмарком, теперь не востребован. По мнению многих экспертов, ставка LIBOR уже не отражает реальной стоимости денег, нужно искать новые способы оценки заемного капитала, но что это будет за параметр, с какими составляющими, и когда он вообще может появиться - большой вопрос.
Ведущие мировые биржи (прежде всего Лондонская и Гонконгская) продолжают наперебой зазывать казахстанских эмитентов на свои площадки, но, похоже, и сами не очень-то верят, что это возможно в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе. Тренды мирового фондового рынка не самые лучшие: в этом году по сравнению с предыдущим выросло количество компаний, отложивших первичное размещение акций (IPO), а темпы привлечения капитала значительно снизились. Главные причины: возросшие требования инвесторов и влияние кризиса ликвидности (чтобы покупать бумаги, у инвесторов должны быть "лишние" деньги, но инвесторы и сами испытывают их нехватку).
Весь деловой мир сегодня ломает голову над тем, где брать капитал. Большинство зарубежных экспертов сегодня видит, пожалуй, только один альтернативный источник фондирования - государственные деньги. Это касается не только Казахстана, но и других стран. Во-первых, многие государства за счет поступательного роста экономики сумели накопить солидные средства. Во-вторых, вливание капитала в финансовый сектор будет стимулировать дальнейшее экономическое развитие, ведь он пойдет напрямую в качестве кредитных средств в экономику.
Запад уже сделал первые шаги в этом направлении. Финансовые власти крупнейших стран договорились работать координировано. 18 сентября 2008 года Банк Канады, Банк Англии, Центробанк Европы, Федеральная резервная система США (ФРС), Банк Японии и Швейцарский национальный банк начали предоставлять больший объем средств, доступных банкам на аукционах рефинансирования. Кроме того, ФРС заключила соглашения о валютных свопах (соглашение на обмен некоторого объема валюты на определенную дату) с центробанками Японии, Англии и Канады, а также увеличила лимит обмена активами с Центробанком Европы и Швейцарским национальным банком.
Что касается спасения американского финансового сектора, то он обойдется бюджету страны в 800 миллиардов долларов. Эти средства будут разделены на транши по 50 миллиардов долларов, которые будут направлены на выкуп "плохих долгов" для очистки балансов финансовых компаний. Программа будет действовать в течение двух лет.
В борьбу с финансовым кризисом в России также вступило правительство страны. Государство выделило почти 3 триллиона рублей, при этом половина из суммы будет выделена банкам сроком на три месяца. Кроме того, Центробанк России увеличил лимит кредитования банков на аукционах рефинансирования, а Министерство финансов стало предлагать больше средств для размещения на депозитных аукционах.
По сути, ведущие страны, понимая, насколько важна финансовая система для развития, готовы бросить любые силы и средства на то, чтобы спасти ее.
В Казахстане тоже понимают всю сложность положения. "Те трудности, которые испытывает мировая финансовая система сейчас, и которые будут еще, скорее всего, не окажут существенного влияния на позиции казахстанских банков, - считает председатель Национального банка РК Анвар Сайденов. - Но негативный эффект может быть: насколько казахстанские бумаги будут торговаться и котироваться на международных рынках, какой будет доступ к ресурсам на международных рынках капитала".
Правительство через коммерческие банки осуществляло поддержку строительного сектора и МСБ. Национальный банк, в свою очередь, предоставлял коммерческим банкам возможность "перехватить" на короткое время недостающие средства. Но на план министра финансов США Генри Полсона у нас есть "ответ Жамишева".
Наш министр финансов, Болат Жамишев, должен 1 октября представить в правительстве концепцию фонда стрессовых активов.
Внешне наши планы очень схожи с американскими (только заявление о создании нашего фонда было сделано еще летом, то есть намного раньше США и "осеннего обострения"): у банков, чтобы расчистить их портфели, будут выкупаться те активы, которые находятся "под стрессом" - в первую очередь, ипотечные кредиты или долгосрочные кредиты под залог недвижимости. Речь не идет о выкупе безнадежных кредитов, так называемом "мусоре" - фонд станет выкупать только те кредиты, которые в перспективе будет можно продать. А банки, получив деньги за счет продажи стрессовых активов, смогут снова их выдать в качестве кредита и таким образом развиваться дальше.
На создание фонда стрессовых активов правительство планирует выделить 1 млрд долларов и с рынка привлечь еще не менее 5 миллиардов долларов. Болат Жамишев полагает, что создание данного фонда повысит доверие инвесторского сообщества к банковской системе Казахстана. Но, как говорят банкиры, это не вернет дешевых денег и никак не отразится на заемщиках: взятые кредиты нужно будет возвращать.
Основание подобных фондов - это не открытие Казахстана или Америки. Они и раньше, в период финансовых кризисов, создавались в других странах. Например, правительство Гонконга в 1998 году было вынуждено влить на рынок через аналогичный фонд 150 миллиардов гонконгских долларов (120 миллиардов долларов США).
Через два года, когда ситуация стабилизировалась, акции этого фонда был проданы. "Так что ваше правительство уже сейчас, когда фонд только создается, должно подумать, как вернуть государственные деньги налогоплательщикам", - говорит председатель Ассоциации биржевых брокеров Гонконга Энтони Эспина.
Рисунок с сайта http://www.yuga.ru