Скорая немощь

Три способа борьбы с коронавирусом

Вопиющие факты были выявлены специальной мониторинговой группой департамента Агентства РК по противодействию коррупции Карагандинской области. Ее руководитель Ермек АБИЛЬДИН на своей странице в “Фейсбуке” выложил красноречивые фотографии, которые сопроводил лаконичным постом:

“Есть три способа борьбы с коронавирусом. 1. Китайский – жесточайший карантин, вбухать кучу денег. 2. Шведский – не делать ничего. 3. Казахский – объявить китайский, реализовать шведский, разницу в карман”.

Этот пост собрал множество лайков и комментариев. “Отметилась” и областная станция скорой медицинской помощи. Со своей официальной страницы госучреждение прокомментировало ситуацию следующим образом (орфография и пунктуация сохранены. – Прим. авт.):

“Связи с чрезвычайной ситуацией и противоэпидемиологическими мероприятиями в г. Караганде по борьбе короновирусной инфекцией администрацией КГП “ОССМП” УЗКО было принято решение в соответствие с нормативными актами вести ограничительные противоэпидемические мероприятия на подстанциях предприятия: масочный режим, уборка и дезинфекционная обработка помещений, кварцевание, проветривание. Для обеспечения данных мероприятий из комнат убраны все посторонние предметы в том числе из комнат отдыха персонала. На фотографии представлены помещения второй подстанции г. Караганды, которое расположено в старом ветхом зданий по объективным причинам не переехавшие в новое строящееся здание в Октябрьском районе, по этой причине на территории подстанции проводится ежегодный текущий ремонт, что будет проведено и в этом году”.

Одноразовая маска – на 24 часа

Ответ пресс-службы коммунального государственного предприятия не удовлетворил ни пользователей соцсети, ни автора поста.

– По выявленным нами фактам мы намерены направить письма в министерство здравоохранения, в Агентство по противодействию коррупции РК и т. д. и обратить внимание госорганов на то, как на местах исполняется поручение Главы государства, – озвучил свою позицию Ермек Тулеуович. – Касым-Жомарт ТОКАЕВ распорядился выделить дополнительные денежные средства для тех медиков, кто находится на передовой борьбы с коронавирусом, обеспечить их всеми необходимыми средствами защиты. За два месяца до объявления в стране чрезвычайного положения из республиканского бюджета было выделено 2 миллиарда тенге на подготовку к борьбе с коронавирусом, и министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ заявил о том, что мы готовы. Но о какой готовности может идти речь, если врачи скорой помощи трудятся в таких нечеловеческих условиях?

По словам руководителя специальной мониторинговой группы, им удалось выяснить: на Майкудукской станции скорой помощи работают 11 бригад. Из них только для 3 – сформированных специально для выездов к коронавирусным больным – предусмотрены обещанные Президентом страны премиальные.

– Разве это нормально? – задает риторический вопрос Ермек Абильдин. – Ведь остальные 7 бригад рискуют не меньше. Выезжая по вызову, они не могут быть уверены, что у больного нет коронавируса. А ведь у них, как мы выяснили из беседы с самими работниками скорой помощи, нет элементарных средств защиты. Медики не снабжены ни бесконтактными термометрами, ни экспресс-тестами для быстрой диагностики коронавируса. Более того, одноразовая медицинская маска водителю бригады скорой помощи выдается раз в сутки, тогда как по требованиям максимально использовать эту маску можно в течение 3 часов. А специальные одноразовые защитные костюмы они стирают и используют по многу раз. На фотографии видно, как такой костюм сушится на солнце.

В комнате отдыха – плесень на стенах

Но больше всего возмущений как у членов специальной мониторинговой группы, так и у пользователей “Фейсбука” вызвал вид места отдыха бригад скорой помощи.

– Медики скорой помощи – это как раз те люди, которые трудятся на передовой борьбы с коронавирусом, любой вызов может грозить им заражением, – считает Ермек Абильдин. – В первую очередь их нужно было обеспечить всем необходимым, поощрять премиями. А они в перерывах между вызовами ютятся в убогом помещении, стены которого покрыты плесенью! И даже питанием они не обеспечиваются из бюджета, врачи скорой помощи носят с собой на смену тормозки!

По словам руководителя специальной мониторинговой группы департамента Агентства РК по противодействию коррупции Карагандинской области, сейчас в условиях режима ЧП и ужесточенного карантина медики скорой помощи практически живут на станции, и содержать их в таких, мягко говоря, спартанских условиях – недопустимо.

– Работники станции скорой помощи рассказали нам, что порой работают по 24 часа в сутки. Вы понимаете, что такое быть за рулем 24 часа в сутки? А ведь материальное поощрение предусмотрено только для медработников, а на водителей бригад не распространяется. Мы считаем, что это неправильно, всех работников скорой помощи нужно поощрять материально и на 100 процентов обеспечивать средствами защиты.

Что касается ответа пресс-службы Карагандинской областной станции скорой медицинской помощи, по признанию Ермека Абильдина, он больше похож на лукавство.

– Они написали о том, что якобы у них проводится дезинфекция. Но обратите внимание на дату на фотографии. Это фото было сделано 4 апреля, мы же побывали на станции скорой помощи в Майкудуке 10 апреля. Неужели на протяжении 6 дней в комнате отдыха работников проводится дезинфекция?

По словам Ермека Тулеуовича, члены специальной мониторинговой группы не оставят выявленные факты без внимания, а будут добиваться устранения всех нарушений и, если нужно, дойдут до самых верхних эшелонов власти.

P.S. Когда верстался номер, на сайте акимата Карагандинской области появилось сообщение: “Медики скорой помощи, которые жаловались на плохие условия работы, переехали в новое здание. Все сотрудники укомплектованы средствами индивидуальной защиты: масками, перчатками, противочумными костюмами, дезинфицирующими средствами”.

Что касается надбавок к зарплате, которые полагаются медикам, задействованным на передовой борьбы с коронавирусом, власти региона решили вопрос компромиссно. “По поручению акима области та категория сотрудников, которая не вошла в группы риска, получила доплату из средств областного бюджета на общую сумму 69 миллионов тенге. Водителям скорой медицинской помощи полагается надбавка в размере 1 МЗП к заработной плате, а фельдшерам и диспетчерам – 2 МЗП”, – подчеркнули в пресс-службе акимата Карагандинской области.

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН