Об этом сообщил ТАСС гендиректор Большого театра Владимир Урин. "Мне позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать", - сказал Урин.
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.
В июне 1934 года Майя Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище. Годы учебы пришлись на тяжелое время: отец и мать Плисецкой были репрессированы, затем началась война и Майе вместе с матерью, вернувшейся из заключения, пришлось уехать в эвакуацию.
Уникальные данные юной балерины - большой шаг, высокий прыжок, великолепное вращение, выразительность рук, ее артистический темперамент и необыкновенная восприимчивость к музыке - были отмечены педагогами. 21 июня 1941 года Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. Спустя два года, 1 апреля 1943 года Майя Плисецкая, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра. Как и большинство выпускников училища, будущая великая балерина была зачислена в кордебалет. Недостаток сольных партий Плисецкая компенсировала выступлениями во всевозможных концертах. Именно тогда на московских сценах появился ее "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса - номер, который она будет танцевать всю жизнь. Впоследствии на гастролях за рубежом у нее были концерты, на которых она исполняла "Умирающего лебедя" по четыре раза подряд. Никогда не любившая повторов, балерина всегда видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.
Постепенно Майе Плисецкой стали давать в Большом ведущие партии. Роль Маши в "Щелкунчике" П.И. Чайковского - свою первую главную партию - балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре. Затем были Мирта в "Жизели", фея Осени в "Золушке", заглавная роль в балете "Раймонда" А.К. Глазунова, Китри в "Дон Кихоте" и другие.
Незабываемой для зрителей стала роль Одетты-Одиллии в "Лебедином озере": движения необыкновенно гибких рук и корпуса балерины создавали иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой. Руки балерины сравнивали с зыбью воды, с волнами, с изгибами лебединых крыльев. Критики называли пластичность ее рук "нечеловеческой".
Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. В историю мирового балета вошли ее ведущие партии в "Лебедином озере", "Каменном цветке", "Спящей красавице", "Спартаке", "Жизели", "Раймонде" и другие. Все эти роли отточили стиль Плисецкой - графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом. Редкий талант актрисы - яркий, трагедийный - проявился в партии Кармен в балете "Кармен-сюита", поставленном Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Образ Кармен, одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра, явилась ярчайшим проявлением творческого мастерства великой балерины.
Майя Михайловна проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Р.К. Щедрина "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой", в которых выступила как исполнительница главных партий. В 1984 году в Риме она поставила балет "Раймонда" А.К. Глазунова.
Как драматическая актриса Плисецкая снялась в художественных фильмах "Анна Каренина", "Чайковский", в телеэкранизациях балетов "Болеро", "Айседора", "Кармен- сюита", "Дама с собачкой", телевизионных фильмах "Фантазия", "Чайка". Ее творчеству посвящен документальный фильм и фильм-концерт "Майя Плисецкая", кинофильм "Балерина", телефильм "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая".
После ухода из Большого театра Майя Плисецкая работала в Европе. В 1983-1984 годах она была художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах - художественным руководителем "Театро лирико насьональ" в Мадриде.
С 1990 года Майя Плисецкая выступала с концертными программами за рубежом, вела мастер-классы. Она сотрудничала с выдающимися хореографами мира, "Марсельским балетом" Ролана Пети и "Балетом XX века" Мориса Бежара. В 1992 году в театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на музыку Р.К. Щедрина, где Майя Плисецкая исполнила главную партию.
В 1994 году в Санкт-Петербурге состоялся Первый международный балетный конкурс "Майя", посвященный творчеству Плисецкой. В том же году вышла в свет книга ее мемуаров "Я, Майя Плисецкая...", вызвавшая огромный общественный резонанс в мире. А спустя тринадцать лет Майя Михайловна выпустила продолжение книги, которая так и называется - "Тринадцать лет спустя".
С 1995 года Майя Плисецкая является почетным президентом труппы "Имперский Русский Балет", созданной по ее инициативе.
Сегодня жизнь Майи Плисецкой во многом связана с гастрольной деятельностью мужа, известного во всем мире композитора, народного артиста СССР Родиона Константиновича Щедрина. Кроме того, великая балерина продолжает выходить на сцену - исполняет балетный номер, поставленный для нее Бежаром - "Аvе Майя".
Заслуги Майи Плисецкой неоднократно были отмечены на родине и за рубежом. В 1956 году ей присвоено звание народной артистки РСФСР, в 1959-м - народной артистки СССР, в 1985 году - звание Героя Социалистического Труда. Майя Плисецкая награждена орденом Ленина, орденами "За заслуги перед Отечеством" 1У, Ш, П и 1 степени.
Лауреат Ленинской премии (1964), Премии Анны Павловой (1962, Париж), профессионального балетного приза "Душа танца" в номинации "Легенда" (2009). Награждена французскими орденами Командора литературы и искусства (1984) и Почетного легиона (1986, 2012), золотой медалью изящных искусств Испании (1991), Большим крестом Командора ордена "За заслуги перед Литвой" (2003). Удостоена Международной Императорской премии Японии (2006).
В 1985 году Плисецкой присвоено звание доктора Сорбонны, в 1993 году - почетного профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Читайте также: Ave Майя
Смотрите также фото: Ушла эпоха: вспоминаем Майю Плисецкую