Сколько женщин в Казахстане не могут родить детей

По такому случаю отечественные центры репродукции имели полное основание ликовать и праздновать. Ведь в Казахстане это одна из развитых отраслей медицины.

– Когда мы говорим об открытиях ХХ века, то событие 25 июля 1978 года, день рождения первого в мире ребенка из пробирки, действительно уникально, – рассказывает президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Вячеслав ЛОКШИН. – Потому что бесплодие – это серьезная проблема. Представляете, каждая 6-я пара в браке имеет проблемы с деторождением. И эта статистика одинакова что в Казахстане, что в Европе, Канаде или США… И никто даже не знает более точных цифр, потому что большое количество браков сегодня заключается неофициально. А бесплодие мужского и женского организма зависит от очень многих причин. Люди спрашивают нас, как же решалась эта проблема раньше. А никак! Лечили как-то, чем-то. А в основном помочь не могли. И приходилось решать проблему путем усыновления.

Фото Нэли САДЫКОВОЙ

Той успешной программе ЭКО в Великобритании предшествовали почти 600 неудачных попыток. И она действительно изменила мир. Тогда же свои исследования проводили в Америке, Австралии, Франции, Германии. А повезло именно Роберту Эдвардсу, который стал зачинателем этой технологии.

– Затем в начале 2000-х был расшифрован геном человека, – продолжает репродуктолог. – Но если на исследования первого генома требовались миллиарды долларов, то сегодня специалисты могут расписать ваш геном полностью всего за тысячу долларов.

А потом, после больших сомнений скептиков о будущем детей из пробирки, произошло следующее важное событие: эта же Луиза Браун (повзрослевший ребенок из пробирки) родила ребенка сама, естественным путем. Тогда стало ясно, что все идет удачно, и Эдвардсу присудили Нобелевскую премию, ведь она дается за открытия, которые не оспариваются. И сейчас уже миллионы детей в мире рождены путем ЭКО.

– В прошлом году на 10-летие нашей Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Луиза Браун прислала приветственное письмо и дала согласие на то, чтобы день 25 июля был объявлен Днем вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), – продолжает рассказ Вячеслав Локшин. Станет ли Казахстан великой державой, если наши женщины начнут рожать по тройне?

Сегодня, по данным Европейской ассоциации репродуктивной медицины, на каждый миллион населения в мире нужно производить примерно 1 000 программ ВРТ. Значит, в нашей стране по-хорошему их надо делать 17–18 тысяч в год. К сожалению, в прошлом году мы дошли пока только до 8 тысяч программ. Это мало. По нашей статистике, с 1996 года в Казахстане путем ЭКО родилось около 17 тысяч детей. Цифры приблизительные, поскольку мы не знаем, сколько еще супружеских пар для этого уезжали за рубеж.

“Ребенок дома”

– С 2009 года по нашей инициативе министерство здравоохранения стало выплачивать деньги за ЭКО, – говорит Локшин. – Начали со 110 программ. Сегодня это 900 программ ежегодно. Хорошо. И все же требуется в 20 раз больше. Пока главная проблема населения прежде всего в финансовой доступности.

Стоимость программы ЭКО у нас самая дешевая в мире, но вместе с лекарствами она составляет примерно 1 миллион тенге. При средней зарплате в 160 тысяч это дорого.

А ведь мы имеем наиболее высокие показатели – 34 процента родившихся от всех наступивших беременностей. Это когда женщина родила и уносит ребенка домой. Он так и называется – “ребенок дома”. В Европе такие показатели существенно ниже. И, конечно, нашему государству было бы правильнее затрачивать на проведение программ ВРТ гораздо больше средств.

А еще сегодня много говорят о медицинском туризме. Тут наше ЭКО – один из лидеров. Многие специалисты в государственных органах сегодня уже заинтересовались этой темой. Потому что зарабатывать ресурсами хорошо, но лучше все же зарабатывать своими идеями. В нашей клинике, например, около 12 процентов пациентов – это граждане государств ближнего и дальнего зарубежья. Есть пациенты из Австралии, Америки. Кто-то проживал здесь, кто-то специально приехал, потому что есть много для них преимуществ, высокая эффективность, показатели рождаемости, все врачи говорят на английском.

Женщина, поторопитесь!

– И когда говорят о хороших или плохих показателях клиник, то многое зависит от того, в каком возрасте люди идут в программу, – предостерегает доктор. – Поэтому шансы у всех самые разные. К примеру, риск рождения ребенка с синдромом Дауна с возрастом растет в геометрической прогрессии. В 20 лет это один случай на 2 тысячи, а в 45 лет такой риск имеет каждый 30-й ребенок. Поэтому цель ЭКО – дать возможность женщине быстрее родить ребенка и минимизировать число осложнений. Для этого и в нашей клинике, и в мире лет 6–7 назад начали использовать преимплантационную генетическую диагностику. Появилась техническая возможность перед подсадкой исследовать эмбрион на все 46 хромосом. Тогда возрастает эффективность ЭКО. То есть у женщин старше 40 лет 80 процентов эмбрионов оказывается нежизнеспособными, и только 20 – которые можно подсаживать. Метод эффективный, он позволяет правильно выбрать тот самый нужный эмбрион. Это и есть максимально персонифицированная ВРТ.

Но почему при этом результат не 100 процентов, а всего лишь 57–60? Потому что есть еще 10 тысяч заболеваний, которые связаны с генами.

Еще одна проблема возраста: у женщин старше 40 лет выкидыши и замершие беременности доходят до 90 процентов, и родов почти нет.

Это мировые данные. В 45 лет у них вероятность от 4 до 1 процента, в 46 лет – от 1 процента до нуля. Мы были в самой лучшей клинике Японии, и там нам сказали, что эффективность ЭКО после 38 лет составляет 2 процента…

У нас эта цифра выше, потому что мы работаем более активно. Во многих западных странах репродуктологи, получая деньги от государства, не очень агрессивно ведут эти программы. Считают, что оно поможет и даст денег еще. У нас этого нет, поэтому мы более настойчивы в достижении цели. Кроме того, есть возможность заморозки собственных половых клеток, спермы и ооцитов. И сегодня существует программа, в которой женщина в 35–36 лет, если она откладывает беременность и роды, может законсервировать свои половые клетки и воспользоваться ими через 3–5–10 лет. И есть данные, что из 560 женщин, заморозивших так свои клетки, 27 уже использовали их в течение 5 лет, чтобы получить беременность.

Также сегодня появилась возможность улучшить структуру клетки, перенести ядро из одной в другую. Ведутся исследования, как преодолеть многие наследственные заболевания.

Еще в 1992 году мы частично решили проблему мужского бесплодия. Появилась возможность оплодотворять яйцеклетку выбранным сперматозоидом.

Сегодня благодаря новым технологиям ученые Дании первыми создали фактически искусственные яичники, которые заселяют фолликулами. Еще при помощи перепрограммирования собственных соматических клеток удается получить здоровые половые клетки. Специалисты из Университета Йокогамы еще в 2003 году вырастили здоровый сперматозоид у мышки. Теперь есть перспективы получения таких сперматозоидов у человека. Вторая молодость женщины: можно ли родить после лечения рака

И с каждым годом открываются новые горизонты. Появилась 3D-печать. В ходе эксперимента создали или напечатали искусственный яичник. А Шухрат МИТАЛИПОВ, который родился в Алматы, а сейчас работает в Аризонском университете, первым применил методику удаления ненужного гена. Благодаря этому появился эмбрион, лишенный каких-то патологических генов. Вот только в ноябре прошлого года мы его спрашивали, когда это будет применяться. Он говорил: лет через 5–6. Но не успел он уехать из Алматы, как в прессе появилось сообщение, что в Китае уже родились двое генно-модифицированных деток. Им удалили гены, ответственные за ВИЧ-инфекцию. Конечно, мы не знаем, как будут развиваться эти дети, и здесь очень много этических аспектов. Но, как видите, медицина сейчас очень сильно меняется.

Алматы