В сельском хозяйстве по‑прежнему идет расточительное использование водных ресурсов. По оценкам Казахского научно-исследовательского института водного хозяйства, к 2020 году в Жамбылской области около 270 тысяч гектаров земель могут стать орошаемыми. И регион начнет испытывать острый дефицит воды.
Чтобы сэкономить воду, нужно внедрять водосберегающие технологии, считают ученые. Но сегодня в области капельное орошение используется лишь на 1400 гектарах земли, а дождевание – на 360 гектарах. Между тем эти методы дают экономию влаги в полтора-два раза, значительно повышается и урожайность культур. Потому требуется увеличение площадей со сберегающими технологиями до 30–50 тысяч гектаров.
– Недавно китайские ученые побывали в Жамбылской области, посетили одно из хозяйств, – рассказывает профессор ТарГУ Сейтхан КОЙБАКОВ. – Они были изумлены нашей системой полива: вокруг поля грязь, через которую и трактор проехать не может. Вода уходит в почву без надобности, большие объемы теряются также при фильтрации и испарении.
По словам профессора, при ответном визите в Китай настала очередь удивляться жамбылской делегации. Там запрещен открытый полив земель. Вода к полям подводится непременно через водоводы, всегда используется капельное орошение по шлангам. Влажность почвы фиксируют датчики, которые при необходимости автоматически подают воду к корням растений.
Почему же в Жамбылской области по-настоящему не берутся за капельное орошение? Складывается ощущение, что к этому у крестьян всяческую охоту отбили еще лет пять назад, когда местные власти рекомендовали использовать капельное орошение в добровольно-принудительном порядке. Причем прозрачно намекалось: закупать оборудование нужно в одной из частных фирм, которая установила на импортную продукцию заоблачные цены.
Меж тем, как сейчас выясняется, внедрить водосберегающую технологию крестьяне могут и своими силами, купив трубки и шланги. Это совсем недорого. Но нужна масштабная системная работа, и кто-то должен над этим задуматься. Иначе с низкой урожайностью сельскохозяйственных структур область может столкнуться при первых же трениях с киргизской стороной, которая регулирует водосток в Казахстан с рек Шу и Талас.
Что касается потребления питьевой воды, то в регионе только 60 процентов населения обеспечено централизованным водоснабжением. Многие населенные пункты по-прежнему используют привозную воду. На программы “Питьевые воды” и “Акбулак”, которые преследуют цель провести питьевую воду в отдаленные районы, по всей республике выделяются миллиарды тенге из государственного бюджета. В то же время прекрасная питьевая вода теряется просто так. Например, в близлежащих от Тараза районах – Рыскуловском, Меркенском и Жуалынском.
Речь идет о самоизливающихся скважинах. Десятки лет такая вода не привлекала внимания, потому что, по-видимому, не сулила в отличие от минеральных источников никакой коммерческой прибыли.
– По-хорошему, такие скважины нужно паспортизировать, – считает специалист департамента экологии Науат АБЫЛХАНОВА. – Допускать, чтобы недра просто так истекали водой, – сегодня непозволительная роскошь.
Существование данной проблемы признали в областном управлении строительства, транспорта и автомобильных дорог, а также в областном управлении природных ресурсов. Но чиновники считают, что для использования таких источников требуется сначала подтвердить их запасы. В общем, вопрос паспортизации скважин может затянуться на несколько лет, а при этом еще потребуется их регистрация, получение госактов и передача в госсобственность.
И пока решаются вопросы рационального использования поливной и питьевой воды, много ее уже утекло. А сколько еще утечет?