Сколько стоит спасти реальную историю Казахстана

Во время январских событий 2022 года в результате поджогов были уничтожены документы ряда областных и городских акиматов, департаментов полиции, КНБ. Здание республиканской телерадиокорпорации «Казахстан» в Алматы выгорело полностью. Что стало с ее аудио- и видеоархивом, в котором были десятки тысяч плёнок? Потеряны навсегда?

Министерство информации и общественного развития в ответе на запрос «Каравана» вселило какую-то надежду: «В настоящее время проводится работа по копированию видеофайлов с поврежденных серверов на новые… Работа по оцифровке материалов ведется на постоянной основе».

Там же сказано, что в аудиофонде «было около 100 тысяч единиц хранения». Часть успели оцифровать до Кантара. И еще: «Создана рабочая группа по перезаписи видеокассет в цифровой формат. В Алматы и Астане ведется описание… Оцифровано более 6000 видеокассет… Около 13 тысяч программ».

Справка «Каравана»

В конце 2021 года ТРК «Казахстан» открыла сайт altynqor.com. Туда успели загрузить хронику киножурнала «Советский Казахстан» и объединения «Казахтелефильм». Все это было сделано в рамках госпрограммы «Информационный Казахстан-2020».

Также в Мининформе сообщили, что видеоархивы КТК и «Хабара» не пострадали.

В любом случае вопрос сохранности кино-, фото-, аудио- и видеодокументов в стране остается открытым. Но какую-то часть истории страны мы все же потеряли, не только в результате Кантара.


Хранилища забиты под завязку

«Цифра» – не буквы и кадры. Это шанс

По словам заместителя директора Центрального государственного архива кино- фотодокументов и звукозаписи Сауле Сатаевой, учреждение принимает все эти материалы «в плановом порядке».

- С точки зрения истории государства, самые важные документы не всегда к нам попадали. Телеканалы снимали много знаковых событий. Но мы не всегда могли убедить их сдавать нам эти материалы. Формально телеканалы, в том числе и частные, числятся у нас в фондообразователях. Фактически (вздыхает и разводит руками) у нас пока нет юридического механизма заставить их делать это.

- Комитет мажилиса по социально-культурному развитию сообщил нам, что в 2022 году процент оцифрованных документов в республике увеличился с 3,7 до 6 %.

- Это в среднем по стране. Мы оцифровали порядка 40 процентов. Это ежедневная работа архива. У нас есть план по оцифровке. Каждый месяц отчитываемся перед министерством.

- Сауле Амантаевна, чтобы оцифровать видеокассету, ее сначала промотать туда-сюда, и только потом поставить на запись в реальном режиме. Это требует времени.

- Да, это так. Сейчас у нас есть для этого все условия. На это нацелено одно из направлений госпрограммы «Архив-2025».

- На дисках храните?

- На всех видах носителей. И на серверах. Но даже на них уже места не хватает (длинная пауза). Наши коллеги в Беларуси давно оцифровывают свой архив. В российском Красногорске штат почти 70 человек. У них давно приняты законы об обязательном экземпляре. А у нас всего 26 сотрудников.


Сауле Сатаева: у нас пять режимов хранения документов

- А госорганы? Парламент, правительство, администрация президента, акиматы – их архивы?..

- Это не наша территория. Есть архив главы государства, парламента, правительства, Национальный архив. Мы специализированная организация (специализированный архив). У нас 100 источников комплектования, которые создают аудиовизуальные документы.

- На разных телеканалах я видел ряды стеллажей с видеокассетами. О температурном режиме говорить там не приходится. Пленки осыпаются. Некоторым уже по 20-30 лет. Восстановить их, похоже, уже не удастся.

- В нашем архиве поддерживается пять режимов хранения. И, конечно, температурно-влажностный режим! Этим занимается отдел обеспечения сохранности. Поступил к нам документ – мы должны обеспечить учет, контроль, сохранность, внести в каталог. На каждый документ составляем карточки. Хотя уже сейчас многие документы мы «в цифре» получаем. И спасибо тем режиссерам, которые приносят сами нам свои авторские работы. Но это редкие случаи.

Право на историю

Международный конкурс «Голос Азии» заглох в 2006 году. По словам бывшего заместителя директора этого песенного праздника, а ныне его правообладательницы Ирины Ковыряко, в архиве более тысячи видеокассет («исходники» и смонтированные материалы). Но катастрофически не хватает времени оцифровать их. Полгода назад Ирина сказала мне, что планирует создать канал «Азия Дауысы». Вот тогда все и оцифрует: «Техника есть, не хватает времени и людей».

- Но пленки приходят в негодность, осыпаются! Через несколько лет их невозможно будет восстановить.

- Понимаю. Постараюсь сохранить все. Отдавать в чужие руки? У меня авторские права. Отдать кому-то просто так?..

Продюсер и художник-постановщик телепрограмм Эмина Кужамуратова не раз пыталась оцифровать хотя бы часть проектов, в которых принимала участие. У нее сохранилось лишь несколько дисков.

- Эмина, а в чем проблема?

- Я в разные студии обращалась. Везде говорили, что могут заняться оцифровкой, когда будет свободное время. А его никогда и ни у кого нет. И я не накопила таких денег, чтобы оплатить эту работу… Потом эти кассеты уборщицы выбросят на помойку. Как мусор. На многих телеканалах такая ситуация. Обидно, что с утерей этих архивов Казахстан теряет свою историю. Она уже неполная, дырявая. Поколения, родившиеся в годы независимости, знают новейшую историю страны только частично, фрагментарно…

Справка «Каравана»

Согласно поручению Президента Токаева, в этом году в Алматы начнут строить архивохранилище при Центральном государственном архиве. Разработают типовые проекты для строительства городских и районных архивов на 1,5 млн единиц хранения.

По мнению главы общественного фонда «Коркыт» Даны Меирбековой, помочь сохранить архивы, национальную историю могут и меценаты-олигархи. «У государства есть деньги, правда, оно тратит их не всегда так, как нужно... Бесконечные праздники, юбилеи, тои, местечковые конкурсы красоты – особенно в регионах, где на все эти торжества тратят просто сумасшедшие деньги. А на сохранение культуры, национальной памяти, традиций – денег всегда нет! Как бы мы ни критиковали СССР, тогда очень много делали для культуры и образования. Наш фонд дал старт многим исполнителям. В частности, группа «Туран», которая потом прогремела в Америке и Европе. Какая-то часть архива за 20 лет у меня сохранилась. Но только часть. Где искать полную версию того концерта – не знаю. Историческая память, культура – это прививка от варварства. Стучаться надо во все двери! Какие-то, возможно, откроются. Но повторяю: нельзя допускать, чтобы видеоистория страны – не важно, это трагические события типа Кантара, гибель Арала, Семипалатинский полигон, или праздничные, торжественные, вообще знаковые события - канули в Лету. Потому что найдутся некие «историки», которые начнут переписывать историю страны как-то по-своему. И это страшно. Если владельцы частных видеоархивов смогут влиять на сознание будущих поколений – катастрофа…

История страны должна принадлежать государству, а не частникам

- По «Азия Дауысы» у нас есть записи лауреатов конкурса. Но это совсем небольшая коллекция, - Сауле Амантаевна на минуту замолкает. - Видимо, правообладатель не хочет потерять свои права на них. Если эти материалы попадут к нам – мы их оцифруем (и сохраним оригиналы). И тогда доступ к ним могут получить все граждане Казахстана. Тысяча кассет, говорите? Личная собственность? Если этот архив пропадет по вине правообладателя – печально. Это наша общая история. А правообладатели на какие-то важные документы для истории страны понимают их значимость для государства? Они не заинтересованы в их сохранении для будущих поколений? У нас нет рычагов давления на правообладателей. Только рекомендации. И призывы помнить о профессиональной и гражданской ответственности перед будущими поколениями. Мы подчиняемся министерству культуры. Но нам нужна поддержка министерств науки, просвещения и т.д. 

- Вы упомянули и министерство просвещения.

- Мы давно говорим учебным заведениям: пожалуйста, приходите к нам. Мы можем проводить лекции, уроки истории, экскурсии для студентов и школьников. Это часть нашей работы. Назовите тему урока – мы подберем вам фильм! Это замечательно дополнит учебник истории. Увидеть картинки прошлого, услышать, как и о чем говорили исторические личности... У нас более полумиллиона кино-фото-фоно и видеодокументов. Мы можем показать особо ценные совершенно бесплатно! Но школы к нам, к сожалению, не идут. Может, учителя очень загружены? ЕНТ, справки-отчеты разные? Патриотизм начинается в семье. С бабушек-дедушек. Со школы. Любовь к родине, чувство патриотизма, чувство гражданина воспитывают именно на документах и свидетельствах очевидцев...Нашему архиву в этом году 80 лет. Все документы, а их более полумиллиона, ценные. В критическом состоянии – ни одного! Наверное, было бы правильно, чтобы архивная служба страны напрямую подчинялась президенту. Мы храним историю страны, нашу историю и культуру, нашу государственность.

- То, что невозможно стереть из памяти?

- Мы обязаны все это сохранить.