Сколько стоит навесить ярлык на акима?

Приложение Akimy.kz его создатели позиционируют как сервис оценки деятельности акимов. По мнению его "творцов" - это независимый, а потому и очень нужный нашему государству проект для выстраивания коммуникаций с населением. Но не является ли это еще одним инструментом манипулирования общественным сознанием? Иной смысловой нагрузки это приложение не способно было бы нести в принципе, исходя из  предложенной разработчиками технологии навешивания ярлыков на акимов, если бы не одно «но» - за кадром остается главный вопрос: «Cui bono» («Кому это выгодно»)?

Создатели данного проекта утверждают, что их проект социальный и не финансируется ни государством, ни окологосударственными компаниями, а тем более не спонсируется из-за рубежа. Но, вероятно, это не так. И вот почему.

Из открытых источников известно, что данный сервис – детище Анвара Алдашева, индивидуального предпринимателя из Алматинской области с годовой выручкой порядка 200 тысяч тенге. Алдашев имеет отношение к деятельности регионального информационного сайта «5 регион» и даже, судя по данным из открытых источников, однажды получил государственный контракт на 600 тысяч тенге. 

Несмотря на небольшие доходы, предприниматель находит средства на разработку приложения (заказав его алматинской компании «Web Design Agency»), запускает рекламную акцию своего «продукта», что не может не наталкивать на мысль о том, что Алдашев и К в денежных ресурсах не нуждается и, видимо, не будет нуждаться в обозримой перспективе, коль скоро анонсировано обновление приложения и внедрение дополнительных фичей. И тут возникают вполне резонный вопрос: а кто тот денежный мешок, который спонсирует этот проект, и какова его истинная цель?

К сожалению, вопрос этот пока что в большей степени риторический. Вложиться в проект мог любой «инвестор». «Рейтинговый бизнес» в нашей стране растет, с каждым годом набирая все больший размах. По оборотам, как они утверждают, он уже сопоставим с той-бизнесом. В приватных беседах специалисты, профессионально разбирающиеся в природе появления тех или иных рейтингов, шепчут на ушко, что «некоторые агентства и создаются для того, чтобы зарабатывать на этом деньги». Как? Да очень просто – низкими оценками стимулировать политиков и чиновников на покупку высокого места в отдельных рейтингах для формирования положительного имиджа. На фоне же не так давно вспыхнувшего скандала с рейтингом столичного акима такие оценки не выглядят чем-то фантастическим.

Является ли проект AKIMY.KZ очередной «ягодой» с этого развесистого денежного дерева, утверждать, конечно, сложно. Но допущенные тем же Анваром Алдашевым оговорки сами по себе расставляют точки над i в этом вопросе. Речь не про заявления о потребности населения выразить свое мнение относительно деятельности того или иного акима, которые он тиражировал в социальных сетях и ряде СМИ, а про те наполеоновские планы, которыми он бесхитростно поделился с публикой. А замахнулся Алдашев, ни много ни мало, на то, что его придумкой будет пользоваться сам Глава государства: «Президент может зайти, выбрать в фильтре областных, районных или сельских акимов и посмотреть от низшего рейтинга к верхнему и наоборот». 

Также смущают и довольно скудные параметры, предложенные для ранжирования акимов. Очевидно, что на самом деле задачи реально оценить того или иного акима у создателей сервиса не стояло. В приложении указано всего 5 критериев оценки. Это «Благоустройство», «Публичность», «Экономической развитие», «Общественный транспорт» и «Социальная помощь». Между тем любой социолог скажет, что базовыми метриками для более-менее объективной оценки деятельности глав регионов является традиционный минимум. Это уровень инфляции, безработицы, создание новых рабочих мест, запуск производств, тарифы, работы по газификации и обеспечению питьевой водой, решение трудовых споров и социальных конфликтов, молодежная политика, качество высшего и среднего образования, качество здравоохранения, уровень преступности, борьба с коррупцией.

Разумеется, AKIMY.KZ - это не «пирамида». Но разница лишь в том, что ее создатели нацелены не на кошельки наших сограждан, а на их голоса, которые в любой момент можно монетизировать. Вопрос лишь в том, какой именно ярлык навесить на акима и, возможно - за сколько.