Как утверждает статистика, половина пользователей Интернета находится около 3 часов в день в Сети онлайн. Их виртуальная жизнь проходит не только в окружении аватарок друзей, но и целой армии различных “существ”, которые пытаются манипулировать их сознанием. Порой – явно, порой – профессионально и так тонко, что человек даже не замечает, как меняются его взгляды и принципы. Кто же эти манипуляторы? “КАРАВАН” решил разобраться и вместе с президентом интернет-ассоциации Казахстана Шавкатом САБИРОВЫМ составил классификацию виртуальных существ из Сети.
– Фэйки – это, по сути, один из инструментов информационных войн, а то, что эти войны идут, все прекрасно знают, – говорит наш эксперт.
Огромная армия фэйков – ложных аккаунтов – существует не сама по себе. Под их прикрытием анонимно живут и пишут конкретные люди и выдают нужную им информацию. Они выполняют самые разные задачи: например, вывести кого-нибудь из себя (потроллить), провести атаку и заблокировать чью-то страничку. Как это работает?
– Например, создается огромное количество фэйков, они одновременно жалуются на вашу учетную запись, и вас автоматически система начинает блокировать. Этими механизмами сейчас активно пользуются, – говорит Шавкат Сабиров. – Последний яркий пример, когда был заблокирован аккаунт отца избитого Алиби. Тогда, мне кажется, сработала армия фэйков.
Или перед фэйками может ставиться задача раскрутить кого-нибудь или что-нибудь – будь то человек, компания или акция. Люди видят, что страница популярна, начинают читать и следить за информацией. Владение множеством аккаунтов (адресов) дает возможность управлять информацией, формировать общественное мнение. При этом фэйки стараются обрасти настоящими – реальными – друзьями. Но зачем они втираются к нам в доверие и напрашиваются в друзья? Чтобы использовать нас, реальных людей, для создания своего образа. Это своего рода – кредит доверия, потом его используют в своих целях.
Создание фэйков давно превратилось в бизнес. Если компании нужно показать свою популярность, она просто покупает людей, имеющих фэйки. Но они могут идти и на прямое нарушение законодательства, например, создавать панику, распространять клевету или участвовать в мошенничестве.
Еще одна категория виртуальных существ, которые могут доставить немало хлопот – это аккаунты-двойники известных людей – политиков, общественных деятелей.
– Для чего создаются двойники? Если это звезда шоу-бизнеса, то создатель двойника пытается манипулировать, вводить в заблуждение, давать ложную информацию, – продолжает Шавкат Сабиров. – Если это политик, то, возможно, его хотят таким образом дискредитировать, в общем, создать как можно больше проблем.
А иногда двойников известных людей создают просто для того, чтобы пошутить. Помню округлившиеся глаза моей знакомой, которая уверяла, что все ее фотографии лайкает сама Роза Рымбаева!
Троллинг – это попытка вывести кого-либо из себя, задеть чувства, сыграть на эмоциях.
– Этим активно пользуются многие даже вполне законопослушные граждане. Просто талант у них такой – одним предложением или даже словом разжечь такой огонь эмоций, что дискуссии не будут утихать всю неделю, а количество людей, втянутых в споры, начнет исчисляться сотнями, – говорит наш эксперт. – Тролли – хорошие психологи, они знают, на какие “кнопочки” нажать, чтобы вывести человека из равновесия, заставить его оправдываться или выложить в запале еще больше информации. На уловки троллей попадаются многие. Были случаи, когда троллили политиков, известных людей. Есть случайный троллинг, когда человек особо не хотел задеть, но его высказывание сработало и вызвало шквал эмоций, а есть преднамеренный троллинг. То есть это работа такая. Удивительного или странного в этом ничего нет. Это – война на информационном поле, в которой в ход идут все методы. За троллинг готовы платить и порой очень хорошо. Цены – самые разные, в зависимости от целей.
Говоря о ботах, хочется отметить, что это совершенно другой уровень работы, здесь уже речь об интеллектуальных системах.
– Боты – это специальные программы, которые создаются, чтобы в автоматическом режиме выполнять разные функции. Например, создавать сотни фэйковых аккаунтов, собирать информацию, расставлять лайки и даже участвовать в переписках. Некоторые наши личности или компании этим уже активно пользуются, – отмечает Шавкат Сабиров. – Если внезапно у кого-то появилось разом тысячи друзей или “фолловеров”, которые потом начинают “отваливаться”, удаляться, блокироваться, то, значит, популярность купленная. Или в переписке вы вдруг начинаете понимать, что ваш собеседник неадекватен, значит, это тролль или бот. В базу данных закладываются ответы, и чем выше уровень работы создателя бота, тем более реалистичной кажется программа. Есть много талантливых людей, которые могут создавать такие боты. Это уже из серии “высшего пилотажа”.
P. S. В общем, если раньше, говоря о “живности” подразумевалось что-то безобидное, то сегодня это уже оружие массового поражения. Непростая политическая и экономическая, взрывоопасная ситуация в мире напрямую отражается на виртуальном информационном пространстве. В эту сферу уже вовлекаются целые государства и их спецслужбы. Интернет-пространство стало реальной средой ведения боевых действий.
– Да, у меня появлялись двойники, тут важно понять, как к этому относиться, – считает известный общественный деятель Гани КАСЫМОВ. – Интернет-сеть бесконечна и неконтролируема. Там каждый показывает себя – кто во что горазд. Есть в этом мире и порядочные пользователи, и хулиганы, и люди негативные. Последних, может быть, даже больше. Сейчас идут виртуальные войны. Есть и промышленный шпионаж, и перекачка информации. Понятно, что для многих появление ложных страниц – это удар, ведь тут идет речь и об искаженной информации, которая может навредить. Иногда создается абсолютный двойник страницы, и от имени человека начинают давать недостоверные факты. При этом трудно найти виновного. Мы имеем дело со страшным виртуальным оружием – Интернетом. Психологическое воздействие на людей он оказывает разное. Есть опыт Китая, который отрубает Всемирную сеть, но мы же сразу начинаем кричать, что ущемляют наши свободы. Поэтому в условиях глобализации нам приходится мириться с негативными проявлениями Сети. Мы выпустили джинна из бутылки. Нужно совершенствовать законодательную базу, решить вопрос с административными и уголовными наказаниями за виртуальные преступления.
По количеству страниц-двойников в Интернете певец Кайрат НУРТАС, можно сказать, – в Казахстане абсолютный рекордсмен. Мы узнали у самого артиста, как он относится к этому:
– Да, в Интернете появляется очень много моих страничек-двойников. В прошлом году мы считали, и оказалось, что больше всего таких страничек было создано именно моими фанатами. Cчитаю, что это некий показатель популярности. Поэтому я не против, они берут информацию с моей официальной страницы, распространяют. Даже благодарен им за это. Это никак не мешает моей работе. Считаю, эти действия – проявление любви. Главное, чтобы через страницы-двойники не распространяли ложную информацию, до сих пор мы с этим не сталкивались.
В Интернете полно предложений по продаже и покупке аккаунтов. Появился целый виртуальный рынок, где можно купить все необходимое для интернет-манипуляций.
Тут вам и “живые” аккаунты, которые пользователи вели годами и решили продать, и созданные фэйки в огромном количестве, и обучение по созданию ботов, и самые дешевые лайки… Промониторив предложения, мы вывели вот такой средний прейскурант:
– 1 000 аккаунтов в сети “Фэйсбук” предлагают в среднем за 3 000 тенге;
– один реальный аккаунт с количеством друзей 5 000 – около 1 тысячи тенге;
– 1 000 фэйковых лайков – около 300 тенге;
– один лайк от реальных пользователей – 1 тенге;
– интернет-троллинг – от тысячи тенге и выше, в зависимости от темы.
В ДВД Алматы “КАРАВАНУ” рассказали, как пытаются вести борьбу с преступлениями в Интернете. Даже есть специальная статья в Уголовном кодексе.
Но далеко не все знают, что могут подать заявление на виртуального обидчика.
– Мы даем рекомендации пользователям интернет-ресурсов, как себя обезопасить от возможных преступлений, – говорит официальный представитель ДВД Алматы Салтанат АЗИРБЕК. – Вы должны быть предельно осторожны со своими паролями, не допускать передачу другим лицам, даже если это доверенные люди. Есть целый новый блок в уголовном кодексе, который был введен в январе этого года, там прописано, за какие преступления предусмотрено Уголовное наказание. Например, за неправомерный доступ к информации, уничтожение или модификацию информации. Но пока прецедентов в Алматы не было, чтобы тот, у кого взломали страничку и похитили информацию, обратился с заявлением. Наверное, люди пока еще не знают, что могут это сделать. Но были случаи, когда этот вид преступления шел в составе других правонарушений, например, вымогательства. Или когда идет шантаж в результате взлома и кражи фото. По всем случаям мы будем принимать меры: люди должны знать, что появилась такая возможность. В составе управления криминальной полиции есть специальный отдел “К”, он призван раскрывать преступления в сфере компьютерных технологий.