Сколько казахстанцев могут потерять работу из-за роботов

Фобия нашествия “терминаторов” пока не охватила просторы нашей родной степи, и хотя весь мир уже говорит о роботизации и высвобождении рабочих мест, мы продолжаем пребывать в эйфории, коллекционируя дипломы и рассчитывая, что родственник Баке обязательно найдет теплое местечко. Но ситуация на рынке труда может кардинально измениться уже в ближайшем будущем.

К сожалению, в недрах статистики и аналитики профильных министерств нам не удалось найти даже приблизительного расчета того, какие сокращения ждут трудовой рынок в связи с активной мировой роботизацией.

Там в основном ограничиваются общими фразами и заняты “дорожными картами”, по которым тратят миллионы на переобучение. То, что именно эти специалисты, на которых затрачены бюджетные миллионы, могут снова остаться в числе безработных в кибербудущем, похоже, особо ни у кого паники не вызывает. Вместе с экспертами мы все же решили разобраться, каковы объемы грядущей безработицы, какие сферы пострадают в числе первых, куда могут прийти роботы и, главное, когда настанет час икс.

Железная миссис Saya

Согласно данным статистики, в стране в прошлом году было 8,9 миллиона экономически активного населения. Численность наемных работников составляет около 6 миллионов человек. Больше всего народа задействовано в промышленности, это более 600 тысяч человек. Роботизация придет в эту сферу раньше всего, отмечают эксперты. Как рабочие-роботы могут помешать выполнению программы самозанятости в Казахстане

По словам президента ОЮЛ “Казахстанская ассоциация автоматизации и робототехники” Владимира ТУРЕХАНОВА, уже сегодня на казахстанских предприятиях работает более 15 робототехнических комплексов. Лидером являются предприятия автомобильной промышленности.

На втором месте по количеству наемных работников – система образования, в этой сфере трудятся около 450 тысяч человек.

Начальные школы Токио уже планируют перейти на применение учителей-роботов. Железная миссис Saya (на фото) ведет уроки на нескольких языках. Похоже, что мечта казахстанских чиновников от образования о триязычии сбудется именно благодаря киберучителям. Но куда мы денем наших педагогов из плоти и крови?

Далее по числу наемных работников идут здравоохранение и социальные услуги.

– Сейчас в мире активно внедряют роботов-медиков, а именно – терапевтов, и эта ниша будет заполнена в будущем, – считает демограф Аида АЛЬЖАНОВА. – Машины не ставят ложных диагнозов, выполняют работу четко и эффективно.

Идем дальше. В потаенных углах статистики прячется целая армия людей, занятых в торговле, они частично входят в “наемных рабочих”, “самозанятых” и в цифры по малому и среднему бизнесу. Добавим туда же таксистов, “баранка” спасает тысячи казахстанских семей от жизни на уровне черты бедности. И они тоже в списке на выбывание.

– У меня подруга живет в Сиэтле, так там уже давно по улицам ездят такси-беспилотники, во многих магазинах нет продавцов, – говорит Аида Альжанова. – Люди заходят, сами выбирают товар и оплачивают с карточек либо с телефонов. Но именно в этих сферах у нас занята сейчас основная масса людей.

Проблемой для Казахстана может стать то, что у нас большая доля низкоквалифицированного труда, люди думают, что всю жизнь будут выполнять простую работу, но именно в эти ниши роботы придут первыми.

Уже сейчас надо продумывать, какие навыки этим людям дать, чтобы они смогли выживать. Многие страны пытаются решать этот вопрос. Возможно, люди будут получать базовый доход, то есть человек будет иметь определенную сумму денег на то, чтобы жить вне зависимости от того, работает он или нет. Посмотрите, что сейчас творится в одном из российских банков, там уволили огромное число юристов, на очереди бухгалтеры, их заменят искусственным интеллектом. А это не где-то за океанами, а у нас под боком.

Они уже здесь

На сегодняшний день число безработных составляет красивые “меньше пяти процентов”. Но ситуация может измениться коренным образом. Аида Альжанова считает, что “революция на рынке труда” может свершиться уже через 10 лет:

– Она придет позже, чем на Западе, но придет! При этом Казахстан не готов к вызовам из будущего. У нас вообще слабые прогнозы по трудовым ресурсам, а этим надо заниматься незамедлительно. Государство должно быть готово, чтобы переучивать людей. Когда вкалывают роботы, а не человек

Бывший министр финансов России Алексей КУДРИН, например, сообщил, что в ближайшие 10 лет может исчезнуть треть профессий. В Казахстане с учетом того, что все-таки будет проведена частичная переквалификация, эксперты считают, что без работы могут остаться около 5 процентов населения. Это самые осторожные ожидания.

Кто-то надеется, что наша “отсталость” в техническом плане позволит сохранять “человеческий рынок труда” 15, а то и 20 лет. Между тем экспериментальные роботы уже попробовали себя на казахстанском рынке труда.

Робот Арман обслуживает посетителей в ЦОНе. Создатели оснастили его сенсорным экраном, видеокамерой и лазером для считывания штрих-кодов на удостоверениях личности. Он печатает справки, отвечает на вопросы. И, надо сказать, преуспел в этом лучше, чем обычные сотрудники, у которых нет в голове огромных баз данных. До этого ученые представили робота Шолпан, которая выполняла функции гида, встречала гостей и сопровождала их.

Применяют робота-манипулятора и в нескольких аптеках страны. Казахстанская почта планировала переходить на беспилотники, которые бы доставляли посылки и заменили почтальонов.

– Понятно, что простой механический труд будет заменяться роботами. Если предпринимать меры по переквалификации, то можно задействовать людей на обслуживании тех же роботов на производстве, – говорит Владимир Туреханов. – Ряд ведущих вузов сейчас готовит специалистов робототехники, программирования, конструирования. Но вопрос стоит о качестве подготовки. В будущем простое программирование тоже станет работой для роботов. Поэтому нужны специалисты высокого уровня.

Алматы