Продолжение. Начало в № 1 от 15.01.2016
Почему заморских гостей будет так мало, объяснить можно. Причин этому – как звезд на небе, зерен в мешке и капель в море.
Первая (с точки зрения зарубежных туристов): далековато будет. Где вообще этот Казахстан находится? Вторая: чего нам там покажут такого, чего мы ни разу не видели и не слышали? Третья: сколько будет стоить этот вояж – что там за гостиницы и рестораны с транспортом? Четвертая: выставка выставкой, но хотелось бы еще увидеть и собственно страну – понять, что это такое, бывшая часть СССР. Пятая: огромная территория, важнейшие достопримечательности – за тысячи километров от Астаны. Как туда добраться? Как там встретят? Как вернуться обратно с наименьшими потерями для кошелька? Шестая: мировой кризис, все экономят…
Можно назвать еще тысячи причин, но остановимся пока на этих. Потому что в правительстве и парламенте за последние десять лет сочинили кучу программ, законов и прочих бумаг, призванных заманить к нам импортных гостей чуть ли не силком. Если верить официальным документам, число туристов в Казахстан растет.
Если верить своим глазам – ничего похожего.
Где мы?
Вопреки радостным заклинаниям чиновников, о нас в мире знают мало. По службе я не раз был в командировках за рубежом. И когда говорил, что приехал из Казахстана, всегда переспрашивали: Афганистан? Пакистан? Вау!.. Это было и 20 лет назад, и в прошлом году.
В конце октября 2012 года тогдашний секретарь партии “Нур Отан” Ерлан КАРИН на 1-й конференции Казахского географического общества “Потенциал Земли и людей” заявил, что Казахстан является Terra incognita как для иностранных туристов, так и для самих жителей. “Официальные органы говорят, что якобы на 20 процентов увеличилось количество въездных туристов. На 15–20 процентов вырос уровень внутреннего туризма. Должен сказать, что уровень туризма в Казахстане остается недостаточно высоким”. По мнению г-на Карина, проблема в отсутствии или недостаточной информации о стране и ее достопримечательностях. И привел в пример Монголию, где нет никакой инфраструктуры, зато каждый год полмиллиона туристов. И Узбекистан, где внутренний туризм растет на 20 процентов, не говоря уже о внешнем.
И это на фоне дорогущих промороликов на Euronews, где зрителям предлагают полюбоваться всадниками и юртами, качалками и газопроводами, степями-горами и видами столицы. Нам, местным, тут все понятно. Что из этих картинок должны почерпнуть условные французы или немцы? Что мы доскакали от нефти до Астаны и ЭКСПО?
Скажете, что клевещу? Ничуть! Полгода назад мажилисмен Мейрам БЕГЕНТАЕВ сообщил коллегам, что наша страна на мировой туристской карте почти никак не отмечена: согласно международному рейтингу, мы на 85-м месте из 141. Если вчитаться в детали, то по индексу конкурентоспособности сектора путешествий и экскурсий у РК 85-е место в мире.
Насчет здравоохранения чуть позже. Сейчас о глобальном. Я до сих пор не могу понять две вещи: кто заказывал для показа на Euronews эти рекламные ролики про Казахстан? И во сколько эти “шедевры” обошлись госбюджету? Кто-то же подписывал смету? На главном европейском новостном канале регулярно появляются клипы – про Азербайджан, Узбекистан, Россию. И целые сюжеты идут!
По сравнению с тем, что демонстрирует Казахстан – высший пилотаж. Не случайно же летом прошлого года Нурсултан НАЗАРБАЕВ предложил ввести страновой бренд отечества: Страна Великой степи.
Япония – Страна восходящего солнца. Корея – Страна утренней свежести. Голландия – Страна тюльпанов, Китай – Поднебесная империя, Канада – Страна кленового листа…
Прошло полгода. Где-то и как-то это предложение было реализовано? В какую страну поедет зарубежный турист, чтобы увидеть ЭКСПО? Да, было упоминание про Великий Шелковый путь. Но он ассоциируется прежде всего с Китаем. Потому что шелк оттуда родом. А еще с Узбекистаном – потому что там древние торговые центры Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, раскрученные на Euronews…
Справка “КАРАВАНА”
В категории “Бизнес-климат” у Казахстана 44-я позиция. “Безопасность и защищенность” – 72-я. “Здравоохранение и гигиена” – 7-я, “Рынок труда” – 37-я, “Информационные технологии” – 48-я. “Приоритетность туризма” – 84-я. “Международная открытость” – 124-я, “Ценовая конкурентоспособность” – 49-я, “Экологическая устойчивость” – 91-я, “Инфраструктура воздушного транспорта” – 76-я, “Наземная и морская инфраструктура” – 102-я. “Сфера обслуживания” – 81-я, “Природные ресурсы” (не полезные ископаемые) – 111-я, “Культурные ресурсы и инфраструктура для делового туризма” – 101-я.
Ваши деньги – наши достопримечательности
Нам тоже есть что показать. Проблема в том, что языки у наших чиновников длинные, а память короткая. Уж сколько лет трындят, что космодром Байконур должен приносить прибыль по части туризма. Там даже музыканты знаменитой английской группы Pink Floyd побывали в 1988 году и в интервью сказали, что готовы организовать здесь концерт – прямо рядом со стартовой площадкой с трансляцией по всему миру. Какой был бы промоушн Казахстану, сколько было бы гостей!
СССР давно нет. Группы – тоже. А вопрос с туризмом на космодром до сих пор не решен. Во Флориде на мысе Канаверал, откуда американские астронавты в космос стартуют, NASA на каждом запуске зарабатывает миллионы долларов. Однажды глава “Казкосмоса” Талгат МУСАБАЕВ даже сказал, что через пару-тройку лет и на Байконуре так же будет. Талгат Амангельдиевич, к ЭКСПО успеем?
Показать-то у нас есть что: Туркестан, Чарынский каньон, Кольсайские озера, плато Устюрт, Казалинск, Балхаш с его волшебной рыбалкой, Рудный Алтай, предгорья Алматы и сарыаркинско-кызылординские пустыни, радоновые источники… Чтобы у гостей ЭКСПО так крышу своротило – и они сюда уже безо всяких выставок добровольно оптовыми партиями возвращались. Что для этого на Левом берегу делают? Не знаю.
В августе в НК “Астана ЭКСПО-2017” объявили, что планируют разработать реестр основных туристических маршрутов по Казахстану во время проведения выставки. “Главной задачей туроператоров является предоставление сервиса мирового уровня”. При этом к ним “будут предъявлены жесткие требования”. А еще будет создана специальная комиссия по отбору гостиниц, общественного питания, таксопарков. На официальном сайте (январь заканчивается!) ни о комиссии, ни о маршрутах – ни буквы, ни запятой!
Понятно, что сказка в родных пенатах долго сказывается. Когда же дело до реальных свершений дойдет, Ахметжан Смагулович? Вы же, как и я, и миллионы сограждан, хотите удивить и поразить иностранных гостей ярмарки не только павильонами выставки, но и достопримечательностями отечества?
Кстати, ровно два года назад Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEXInvest объявило, что готово помогать отечественным туроператорам привлекать иностранных туристов. Управляющий директор Аскар АРЫНОВ так и сказал: “Мы готовы покрыть расходы туроператоров по участию в международных выставках по презентации турпотенциала Республики Казахстан, аренду выставочной площади”.
Кто воспользовался? На какую сумму? Где результаты? Нет ответа. Возможно, потому что операторы и турагентства не сильно утруждают себя рекламой даже в соцсетях, хотя это один из самых эффективных инструментов для своей раскрутки.
Справка “КАРАВАНА”
Для четверти государств мира туризм – главный источник пополнения казны. За последние 30 лет их доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится 10 процентов мирового валового национального продукта и каждое 10-е рабочее место, более 7 процентов мировых инвестиций. При этом цены там остались на прежнем уровне.
Наши цены – ваши возможности
В 2012 году глава государства сильно возмутился запредельными ценами в астанинских гостиницах и ресторанах: в Европе дешевле! Подтверждаю. И мажилисмен Турсунбек ОМУРЗАКОВ тоже: “В Астане (отель. – Авт.) 83 тысячи тенге в сутки, в Риме – 40 тысяч”. Что изменилось за это время? Стало еще дороже. Не отрицаю: кризис, цены, тарифы, инфляция, девальвация… Но пенсионеры из Европы и Восточной Азии отлично умеют считать: если легкий ужин в Астане стоит как два дорогих обеда условно в Берлине или Праге, то в 5-звездный отель в двух шагах от ЭКСПО-2017 они уже ни ногой. Проверено выставками.
Кстати, год назад генеральный секретарь Международного бюро выставок Висенте ЛОССЕРТАЛЕС сказал в Астане, что успех ярмарки “зависит от граждан, от их вовлечения в шоу. Мы не стремимся побить рекорды по количеству стран-участниц, мы стремимся к достойному качеству павильонов и не хотим разочаровать гостей”.
Ну да, его тогда принимали как официального гостя – за счет госбюджета. Неофициальные гости своими личными тугриками расплачиваться будут.
Чтобы стимулировать сферу обслуживания, туристические державы мира играют на опережение: вводят льготы и преференции для своих ведущих игроков. Привлекают инвесторов низкими налогами, упрощают получение виз и продление сроков пребывания. Штампик в паспорт можно получить прямо в аэропорту, “поскольку это ключевой стимул для экономического роста и создания новых рабочих мест”, – заметил год назад генсек Всемирной туристской организации Талеб РИФАН.
И да, почему парижский круассан в Астане стоит дороже, чем в Париже?
Пару лет назад, когда Всемирная туристская организация хотела открыть свой офис в Алматы, тогдашний аким южной столицы Ахметжан Есимов сказал, что “в развитых странах туризм дает до 10, 15 процентов ВВП. У нас этот показатель меньше 1 процента”. Офис так и не открыли. Может, потому что цены в сфере услуг несусветные, а сервис безнадежно-беспросветный?
Министр национальной экономики Ерболат ДОСАЕВ сказал, что в Налоговый кодекс внесут поправки, освобождающие нацкомпании и вообще бизнес от уплаты КПН, земельного налога и налога на имущество – для тех, кто будет трудиться на успех ЭКСПО-2017. В список счастливчиков попали и туркомпании. Не в курсе: успели ли в парламенте внести эти льготы в законы? Да и кризис на дворе, а в государственной казне денег не хватает. Кирдык преференциям? А как же ЭКСПО?
Кстати, в феврале 2013-го министерство индустрии и новых технологий объявило конкурс на лучшие стартапы в сфере туризма. Где результаты? Искал – не нашел. Наверное, кризис виноват…
Конкретных предложений, чем астанинская ярмарка может привлечь больше иностранных гостей от АО “ЭКСПО-2017”, пока не очень густо. “КАРАВАН” предлагает своим читателям внести свои предложения. Мы готовы суммировать их и переадресовать лично шефу шоу – Ахметжану Есимову – с адресами и телефонами авторов идей. Мой адрес: STunik@caravan.kz
Окончание следует