Сколько денег пропадает на казахстанских мусорных свалках

Успех программы в сознательности граждан

Ежегодно мы производим более 5 миллионов тонн мусора. И вполне здравая мысль превратить хотя бы часть этих отходов в доходы уже давно звучит как с высоких правительственных трибун, так и в кабинетах чиновников от экологии и коммунального хозяйства. Но сколько ни говори “халва”, во рту слаще не станет. Так и с мусоропереработкой. Несмотря на многочисленные разговоры, впечатляющие презентации различных технологий и предполагаемых прибылей от “грязного” бизнеса, на весь Казахстан до сих пор один мусороперерабатывающий комплекс и несколько десятков мелких компаний, производящих изделия из вторсырья. При этом все они перерабатывают в общей сложности около 2 процентов мусора. И все периодически жалуются на нехватку сырья.

– У нас сложился парадокс: с одной стороны, не хватает мощностей для переработки всего объема образующихся отходов, с другой – существующие заводы не заполнены. Причина такой ситуации в том, что нет сортировки отходов. Перерабатывающим предприятиям нужно чистое сырье без примесей другого мусора, а получить его возможно только за счет раздельного сбора, – говорит исполнительный директор ОЮЛ “Казахстанская ассоциация по управлению отходами “KazWaste” Вера МУСТАФИНА.

Попытки внедрить раздельный сбор предпринимаются в последние годы часто. В Астане, например, уже устанавливали и контейнеры для электротехнических отходов, и клети для пластика. Но только самые сознательные граждане утруждают себя тем, чтобы разложить мусор по отдельным пакетам и выкинуть потом их в разные контейнеры.

– То, что происходит сейчас, это точка развития. Сейчас раздельный сбор ведется у юрлиц и внедряется для физлиц в 20 населенных пунктах Казахстана: устанавливаются отдельные контейнеры для пластика, электротехнических изделий. Но это только начало. Нужно вести осведомительную работу среди населения, показывать, что эти контейнеры реально забираются отдельно и везутся на предприятие, что из них производится определенная продукция. Кроме того, населению должно быть удобно разделять мусор, и во всем этом должна быть определенная эстетика – надеется на скорое развитие отрасли Вера Мустафина. Операция “Утилизация”. Как в Казахстане решить проблему отходов

РОП им в помощь

В минэнерго на лекции и прочую просветительскую работу тоже возлагают большие надежды, но все же решились закрепить эффект деньгами и законодательством. Во-первых, в 2016 году были введены расширенные обязательства производителей (РОП) и импортеров на автомобили и его компоненты, с 2017 года – на упаковку и электрооборудование.

– В рамках РОП осуществляется стимулирование предприятий в виде выплаты компенсации расходов за сбор, транспортировку и переработку отходов, подпадающих под РОП. Данный механизм способствует развитию переработки некоторых видов ТБО – пластика, полиэтилена, макулатуры, стекла и сокращению объемов захораниваемых отходов в среднем на 40 процентов. Например, за период реализации РОП (2016–2017 годы) собрано и переработано 24,2 тысячи тонн отработанных масел, 27,5 тысячи тонн аккумуляторов, 39,6 тысячи тонн б/у шин, 40,2 тысячи тонн упаковки, 4,6 тысячи тонн электрооборудования. Размер выплат переработчикам составил 5,2 миллиарда тенге, – рассказал нам вице-министр энергетики РК Гани САДИБЕКОВ.

А во-вторых, в Экологический кодекс были внедрены нормы, согласно которым с 31 декабря 2018 года пластмассу, пластик, полиэтилен, макулатуру, стекло, лом черных и цветных металлов запрещается принимать для захоронения на полигонах.

То есть владельцы свалок будут просто вынуждены наладить у себя если и не переработку, то, как минимум, сортировку поступающего мусора.

Конкретных денег на модернизацию мусорных полигонов, как и на строительство мусороперерабатывающих предприятий, государство не дает, но, как уверяет Гани Садибеков, возможностей на этом бизнесе сэкономить – куча. Мало того что в стране предусмотрены налоговые льготы и преференции для всех бизнесменов, так еще и мусоропереработка входит в перечень приоритетных отраслей по программе “Дорожная карта бизнеса-2020”, а значит, может претендовать на льготные кредиты, отсрочки по многим платежам и подведение инфраструктуры за счет государства. Революционная ситуация в ВКО: “верхи” не могут выполнить требование Экологического кодекса, а “низы” не хотят платить за вывоз мусора

– Недавно Европейским инвестиционным банком и фондом “Даму” подписан рамочный договор на 200 миллионов евро для долгосрочного финансирования в Казахстане “зеленых” проектов с возможностью финансирования как государственных, так и частных предприятий без государственной гарантии на условиях фонда “Даму” – от 50 тысяч долларов США. Возможна реализация проектов, в том числе по отходам, в рамках государственно-частного партнерства, разработка отдельной программы для малых проектов. По ожиданию ЕИБ выдача долгосрочных кредитов через фонд “Даму” в национальной валюте предполагается с середины 2018 года, – рассказывает о еще одной возможности построить мусорный бизнес Гани Садибеков.

Если верить статистике минэнерго, многие бизнесмены в то, что отходы могут принести доходы, уже поверили: в Казахстане функционирует более 130 предприятий, сортирующих и перерабатывающих отходы, выпускающих более 20 видов продукции: изделия из пластика, металла, дерева, стекла, бумаги, резиновой крошки и резинотехнические изделия.

– Количество предприятий растет. Этому способствует внедрение РОП. Так, к примеру, за 2016 год количество предприятий, осуществляющих переработку и утилизацию шин, увеличилось с 5 до 13, отработанных масел – с 2 до 8. В текущем году планируется введение в эксплуатацию еще 6 предприятий. Учитывая то, что РОП в 2017 году введен на упаковку и электрооборудование, ожидается увеличение количества предприятий по их переработке, – прогнозирует Гани Садибеков.

Кому мусор покоя не дает?

В общем, на первый взгляд выжать максимум пользы из мусора для Казахстана – плевое дело. Но если присмотреться пристальнее, то можно разглядеть уйму проблем. Например, в той же Европе, на которую ссылаются сторонники раздельного сбора, к тому, что для пластика и остатков еды положены разные контейнеры, население приучали десятки лет. И тарифы за вывоз мусора там совсем иные.

Сейчас в Казахстане физлица за вывоз мусора платят около 300 тенге, юрлица – 1 500 тенге. Эксперты уже давно говорят, что стоимость этих услуг надо повышать. И собирать деньги должны не мусороперевозчики, а утилизаторы. Мол, именно они отвечают за сортировку и переработку, а значит, больше всех вкладываются в бизнес.

Кстати, об утилизации. Официально в Астане действует лишь один мусорный полигон, который соответствует всем нормам экологического законодательства. В Алматинской области стихийные свалки растут быстрее грибов

– При строительстве первой ячейки был вырыт котлован, дно которого засыпано глиной и утрамбовано, на глину положен слой изоляционного материала (геотекстиль и геомембрана), поверх изоляционного материала уложен слой щебня толщиной 0,5 метра, в котором размещены перфорированные трубы, проектная высота составляет 15,5 метра, площадь – 15 гектаров. Объем накопившихся отходов составляет 3,7 миллиона тонн (или 97 процентов наполняемости ячейки). В настоящее время произведено строительство второй ячейки полигона, которая в конце 2017 года была введена в эксплуатацию, – рассказал нам о том, как оборудовался для приема отходов единственный столичный мусорный полигон, руководитель ГУ “Управление природных ресурсов и регулирования природопользования города Астаны” Муса ТАНАБАЕВ.

Также на полигоне расположен тот самый единственный на весь Казахстан мусороперерабатывающий комплекс.

Работают две линии с автоматическим отделением органических отходов, лома черных металлов и ручной сортировкой вторичного сырья (ПЭТ-бутылки (полиэтилентерефталат), ПЭ (полиэтилен), макулатура, лом цветных и черных металлов, стекло и др.). А также производятся прессование и брикетирование высокой плотности отходов, подлежащих захоронению. При этом глубина переработки мусора здесь составляет 10 процентов, остальные 90 процентов брикетируются и вывозятся на полигон для захоронения.

И все мусорщики столицы должны привозить свой груз именно сюда, уплачивая при этом за каждую тонну отходов круглую сумму. Но тащиться через запруженный базарный район города многим лень, а платить деньги полигону – жалко.

Вот и множатся как в самой столице, так и на ее окраинах несанкционированные свалки. Особенно остро стоит эта проблема в пригороде Астаны. Причем свою лепту вносят не только бизнесмены, которым лень везти КамАЗы строительного мусора на полигон, но и сами местные жители. На такие свалки выкидывают ржавые остовы старой сельхозтехники, ссыпают золу из печек, органику из частных подворий и даже трупы домашних животных. Все это разлагается на солнцепеке до тех пор, пока не начинают возмущаться жители близлежащих домов.

После череды жалоб в местный и столичный акиматы чаще всего выясняется, что у свалки есть конкретный хозяин, ее переоформляют в официальный полигон и разрешают взимать с камазистов деньги за выброшенный мусор.

Так появились полигоны в поселках Тайтобе, Коянды, Караоткель, Талапкер. Что же касается экологической безопасности, то экологи и коммунальщики выносят предписания о необходимости приведения полигона в соответствие с санитарными нормами, но действительных инструментов влияния на нерадивых бизнесменов у них нет. Незаконная свалка травит людей в Шымкенте

Впрочем, судя по всему, это все пока…

– Важно стимулировать бизнес, инвестировать в “зеленые” технологии. Акимам регионов необходимо принять меры по современной утилизации и переработке твердых бытовых отходов с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса, – сказал в своем ежегодном Послании народу Казахстана Президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

А у нас обычно после прямых поручений лидера нации работа, особенно на местах, активизируется. То есть можно ждать, что все 3 943 мусорных полигона, официально зарегистрированных в стране, либо модернизируются по примеру столичного (закупят сортировочные линии и оборудование для прессовки мусора), либо закроются. Это, конечно, еще неполноценная переработка, но, по крайней мере, свалки перестанут быть экологической бомбой замедленного действия. А там, глядя на то, как борются за порядок “наверху”, авось и население подтянется…

Астана