Перенос областного центра в Казахстане – это уже наработанный опыт по активному решению социально-экономических проблем того или иного региона. Вот, например, Жетысу и его центр Талдыкорган. В 1997 году ради экономии средств были объединены 2 области – Алматинская и Талдыкорганская. Акимат оказался в Алматы. Талдыкорган и его округа стали хиреть.
Характерный признак деградации – снижение численности населения.
К 1999 году город “усох” с 124 тысяч до 98 тысяч человек. В 2001 году премьер-министр Касым-Жомарт Токаев добился переноса акимата области в Талдыкорган. И уже в 2010 году город вырос до 125 тысяч человек. Сейчас здесь проживают уже 145 тысяч человек.
Уже это показывает, что главная цель реформы – вытащить из провала отстающие регионы. В частности, Семей и Жезказган. Понемногу они превращаются в социальные дыры, откуда люди предпочитают уезжать. У местных акиматов до отдаленных районов руки попросту не доходят.
Любой областной город характеризуют несколько крупных объектов. Прежде всего это связь со столицей: вокзал, аэропорт, центр коммутаций для телефонной связи, Интернета, передачи данных. Еще – дорога республиканского уровня.
Несколько предприятий – это экономическая и налоговая база.
Затем объекты ЖКХ, которые улучшают качество жизни в городе, – ТЭЦ, водоканал, канализация. Развитая рекреационная зона – люди должны отдыхать, в парки привозят гостей, это место притяжения для МСБ. Образование и медицина – детские сады, школы, институты, больницы и поликлиники. Часто этот сектор может стать специализацией для города. Культура – музеи и театры.
Семей
Это самый крупный и невезучий город в новой тройке.
С 1782 по 1997 год он был центром Семипалатинской области. Население – 350 тысяч человек.
Начал активно развиваться после 1929 года, когда была открыта Туркестано-Сибирская железная дорога – Турксиб. Семипалатинск стал транспортным узлом. Здесь были построены суконная фабрика, мясокомбинат, мукомольно-комбикормовый комбинат, цементный завод, кабельный завод. Но после распада СССР Казахстан начал перестраивать экономику, и в 1997 году было решено объединить Семипалатинскую и Восточно-Казахстанскую области с центром в Усть-Каменогорске. Решение – чисто экономическое: несмотря на меньшую численность населения, Усть-Каменогорск генерировал больше доходов и налогов.
Аэропорт прошел реконструкцию в 2018 году. На капитальный ремонт взлетной полосы и прилегающей территории из бюджета по программе “Нурлы жол” выделили больше 10 миллиардов тенге. Теперь он может принимать самолеты большинства классов.
По всем признакам это развитый и самодостаточный город, и больших вложений перенос сюда областного центра не потребует. Здесь остались здания областного акимата и других исполнительных органов.
Сейчас они, конечно, заняты другими структурами. У властей есть 2 варианта: экономичный – подвинуть нынешних владельцев с их мест, и затратный – построить новые здания. Местные жители уверены, что акимат непременно пожелает построить всё с нуля.
В 2019 году акимат Кызылординской области начал строить себе новое здание на берегу Сырдарьи. Подошли с умом: у акима 5 замов, значит, и этажей, основных, будет тоже 5. Шестой и седьмой этажи – олимп для акима. Стоимость строительства – 1 миллиард тенге.
В 2020 году Президент РК Касым-Жомарт ТОКАЕВ объявил: “Семей – один из сакральных регионов в истории казахов. Поэтому следует определить статус Семея, занимающего особое место в духовном развитии народа в качестве исторического центра. Край, где родились Абай, Шакарим и Мухтар Ауэзов, достоин особого почета. В связи с этим мы будем проводить комплексное социально-экономическое развитие города, реконструируем историко-культурные объекты в соответствии с новыми требованиями. Поручаю правительству принять соответствующие меры”.
Таким образом, Семей потребует новых средств на развитие культурного наследия казахских просветителей. Это расходы на журнал “Абай”, возможно, создание культурных центров, института развития казахского языка, развитие университета.
Активизируется тема наследия Семипалатинского региона. Область будет защищать пострадавших от ядерных испытаний. Это в ее интересах.
Должна быть построена ТЭЦ, способная поставлять тепло и горячую воду для правобережной части города. Идея висит в воздухе с 1980-х годов, когда была разработана ПСД и определено место под будущий теплоисточник в микрорайоне “Энергетик”.
В 2011 году новый генплан выделил под строительство ТЭЦ земельный участок на восточной окраине Семея, за поселком Водный. Но станцию так и не построили. Приблизительная стоимость проекта, озвученная СМИ, – 1,3 миллиарда долларов, срок строительства – 3 года.
Жилье – другое больное место города. За 20 лет Семей почти не развивался вверх, только вширь, за счет частного строительства. Город вырос на 80 тысяч человек. В основном новые жители осваивают дачные поселки вокруг. Но в последние годы здесь вырос огромный жилой массив “Карагайлы”. Значит, надо обеспечить новые районы водой, электроэнергией, теплом – снова тема ТЭЦ – и строить дороги.
Это Жез!
Жезказган – пока самый депрессивный из областных центров. Но и перспективная туристическая дестинация. Население: в 1999 году здесь проживало 90 тысяч человек. По итогам 2021 года – 87 тысяч.
Город мог умереть, но благодаря добыче меди он выстоял и продолжает жить.
Аэропорт в 2004 году был реконструирован за счет ТОО “Казахмыс”. Официально работают 5 полос. Но только 1 асфальтобетонная длиной 2 800 метров, рассчитанная на прием судов 3–4-го классов – до 30 тонн. Остальные полосы – грунтовые. Пассажиропоток – около 30 тысяч пассажиров в год. Формально аэропорт надо достраивать, полосу удлинить на 400–500 метров, чтобы там могли садиться среднемагистральные самолеты.
В 2020 году первый рейс принял международный аэропорт Туркестана “Хазрет Султан”. Он был построен за 2 года турецкой компанией “YDA Holding” в рамках ГЧП на базе старого аэропорта. Стоимость проекта составила более 70 миллионов долларов. Взлетно-посадочная полоса у него была увеличена с 1 800 до 3 300 метров. Пропускная способность – 3 миллиона человек в год. В любом случае строительство с нуля ВВП на 2 500 метров будет стоить не менее 40 миллионов долларов.
В Жезказгане есть железнодорожный вокзал. Но он совсем компактный... Большая часть местных жителей предпочитает перемещаться на автомобиле.
В 2015 году была введена в эксплуатацию новая железнодорожная линия Жезказган – Саксаульская. Она стала частью коридора Китай – Европа и превратила транспортный тупик в важный транзитный узел.
В городе есть 2 музея и театр. Ежегодно проводится музыкальный фестиваль на водохранилище Кенгир. Работают университет, 3 колледжа, головной проектный институт корпорации “Казахмыс”.
Большая проблема с жильем . Жилой фонд стремительно стареет. Более 100 домов объявлены опасными для проживания, но замены им нет.
У Жезказгана самые большие перспективы по развитию внутреннего туризма. Главные его достопримечательности расположены за пределами города. В его окрестностях стоят более десятка мавзолеев монгольских и казахских ханов Средневековья и батыров Нового времени, в том числе мавзолеи Джучи и Алаша-хана, которые включены в список памятников истории и культуры Казахстана.
Кроме этого, регион тесно связан с освоением космоса. На территории Улытауской области находятся посадочные зоны для российских космических аппаратов, что также может привлечь туристов.
Однако есть одно большое но: Жезказган – моногород. Вся его жизнь завязана на корпорацию “Казахмыс”. Поэтому все начинания так или иначе будут связаны с данной компанией. Это же предприятие будет оказывать тотальное влияние на будущий областной акимат, так как львиная доля бюджета региона будет формироваться из налогов “Казахмыса”. Для нормального развития города и области властям придется развивать альтернативный бизнес. Есть хорошие перспективы развития огородных и бахчевых культур. Республика сможет «прокормить» 17 областей, но должно быть наоборот – эксперты о новых регионах
В 2011 году был принят комплексный план социально-экономического развития городов Жезказган, Сатпаев и Улытауского района Карагандинской области. Но в связи с тем, что план был переутвержден в 2019 году, он не был выполнен. Тогда этот проект стоил 80 миллиардов тенге. Основная его часть посвящена развитию ресурсной и промышленной базы “Казахмыса”. Так, предполагалось выделить земли пригородных поселков под разведку, построить 3 завода по выпуску промышленного реагента, свинцового листа и строительных материалов. Жилье и инфраструктура шли во второй очереди.
Но и здесь планы были широкими: создание собственной молочно-товарной фермы и откормочной площадки (25 миллионов), кормовой базы для развития животноводства в селе Улытау (340 миллионов), реконструкция тепловых сетей (7,3 миллиарда), ремонт инженерных сетей и тепловой станции № 1 в городе Сатпаеве (500 миллионов), завершение строительства Эскулинского водовода (500 миллионов), реконструкция водопроводных сетей (5 миллиардов), реконструкция хозяйственно-питьевых очистных сооружений (15 миллиардов), реконструкция и модернизация канализационных очистных сооружений и систем водоотведения (11 миллиардов тенге).
Еще надо было построить детский сад на 140 мест (484 миллиона), школу на 900 мест (1 246 миллионов), Дворец школьников (273 миллиона), больничный городок (270 миллионов), физкультурно-оздоровительный комплекс (920 миллионов), спортивный комплекс для гребных видов спорта (150 миллионов), культурно-развлекательный центр (90 миллионов тенге).
Часть этих планов была реализована. Остальные, видимо, ждут своего часа, когда Жезказган станет, наконец, областным центром.
Конаев
Население – 62 тысячи человек. Самый интересный вариант развития. Именно потому, что его “коллеги” уже были областными центрами, а недавний Капшагай всегда был только пригородом Алматы.
У Конаева нет никакой базы. Всё придется создавать с нуля.
С другой стороны, в состав новой Алматинской области вошли Талгарский, Енбекшиказахский, Илийский и Карасайский районы. Эти развитые территории давали 60 процентов налогов в бюджет области. Плюс сам Конаев развивается как промышленный кластер, в котором есть собственная ГЭС, производство строительных материалов, металлоизделий и конструкций, переработка продуктов питания.
Кстати, потеря сильных доноров сделает Жетысускую область одной из самых бедных в стране. Общий бюджет Алматинской области на 2022 год – 880 миллиардов тенге. Из них 113 миллиардов – местные налоги. Остальное – 764 миллиарда – трансферты. 87 процентов бюджет получает из центра.
Теперь Жетысуская область даст налогов от силы 45 миллиардов тенге. Что, в свою очередь, потребует от акима феноменальных способностей по развитию местной промышленности. По опыту, наши главы администраций таким неблагодарным делом заниматься не любят. Возможно, должность акима Жетысуской области станет чем-то вроде должности камикадзе.
В 2010 году был разработан Генплан Капшагая. Основной упор в нем сделан на сохранение курортного статуса города.
Для этого надо реконструировать очистные сооружения, отремонтировать водопроводную сеть, построить сооружения для приема и очистки ливневых сточных вод, укрепить склоны и берега посадками деревьев и кустарников, создать внешний лесозащитный пояс и водно-зеленую систему с Большим прибрежным бульваром, лесопарковую зону с защитными лесополосами. Всего на 530 миллиардов тенге. Но этих денег, видимо, так и не нашлось.
В 2020 году Капшагай едва избежал ЧП: отрезок теплотрассы (800 метров), находящийся на самом ответственном участке, оказался изношен на 95 процентов. ГКП “Капшагайжылу” 5 лет обращалось за помощью в решении этой проблемы, но, кроме обещаний, ничего не получало. Всё это время работники латали изношенные трубы, чтобы не останавливать подачу тепла в город. Только когда ситуация стала критической, областной акимат помог с деньгами.
Самая насущная проблема: где расположиться акимату? Местные жители уже нашли ответ: в игорной зоне Конаева стоит с десяток заброшенных казино. В принципе, первое время чиновники могут занять их, пока бюджет не найдет лишний миллиард.
Надо возводить новое жилье. Если принять во внимание, что в областном акимате работают около 150 человек, для чиновников надо построить от 5 до 6 тысяч квадратных метров жилья, которое обойдется бюджету в миллиард тенге.
Кроме того, надо будет построить минимум 2 детских сада на 300 мест (1 миллиард тенге), школу на 900 мест (1,2 миллиарда), физкультурно-оздоровительный комплекс (около 1 миллиарда тенге). В больнице срочной нужды пока нет, так как областная многопрофильная больница уже работает в Алматы.
Не надо строить и аэропорт: в 60 километрах в мегаполисе работает воздушный узел. При этом остается перспективный проект нового аэродрома в самом Конаеве. Его продвигал покойный аким Заманбек Нуркадилов. Он может быть построен с нуля, на хорошем рельефе, чтобы со временем заменить аэропорт Алматы.
В прошлом году вновь заговорили о возможности строительства ЛРТ из Алматы на Капшагай. В паре с аэропортом такой проект может быть очень успешным. Пока же даже электричка, пущенная ҚТЖ, оказалась не очень востребованной.
Новый толчок может получить проект 4G – цепочки городов между Алматы и Конаевым. Пока начат только первый город – Golden Gate. Появление областного центра в Конаеве сделает Алматинскую агломерацию еще более экономически сильной.
Алматы