Жители села Ивановка Аккайынского района жалуются, что абонентскую плату за “Мегалайн” вносят регулярно, но воспользоваться Интернетом могут не всегда. Так, Тимур К. говорит, что пару месяцев Интернетом можно было сносно пользоваться хотя бы утром, теперь – только глубокой ночью. В ответ на жалобу североказахстанский филиал АО “Казахтелеком” направил своих сотрудников в Аккайынский район, они выяснили, что в часы загрузки скорость падает практически до нуля.
– Пока мы не можем ничего сделать, – объяснила специалист службы по связям с общественностью Динара ХОДЖАЕВА. – Ждем волокно и специальное оборудование.
Согласно представленному отчету, 518 (75,5 процента) сельских населенных пунктов в Северо-Казахстанской области охвачено широкополосным доступом к Интернету. Обещано, что выход в Интернет будут иметь все населенные пункты региона с населением свыше 50 человек. Но ведь выход – это еще гарантия качества услуги. Важно, чтобы поставщик услуг за этим постоянно следил.
Главный бухгалтер ТОО “Намыс” из села Ставрополка, что в районе Габита Мусрепова, Татьяна МОТОРНАЯ говорит, что связь стала постоянной головной болью – по электронной почте необходимую информацию отправить практически невозможно: “Порой приходится терять уйму времени и только из-за этого ехать в районный центр”.
“Интернет работает переменно. Все время “опаньки” какие-то мешают, на экране появляется печальная рожица, и это значит, что сайт больше не откроется, – вздыхает пенсионерка Розалия ПОЛЯНСКАЯ из села Ясная Поляна Тайыншинского района.
А вот что говорит житель села Ломоносовское Артем: “Вечером пытаешься открыть любую страницу в Интернете, а загружается она только под утро. Никаких удобств, одни нервы и деньги”.
Вернемся к отчетам “Казахтелекома”: “В этом году в Северо-Казахстанской области проложено более 300 километров внутризоновых и сельских волоконно-оптических линий связи. Для обеспечения высокоскоростного доступа к Интернету установлено оборудование в Тайыншинском, Уалихановском и Акжарском районах. Проводится монтаж антенно-мачтовых сооружений базовых станций в Айыртауском, Есильском, Кызылжарском районах. Завершены работы по прокладке волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах Аккайынского, Тайыншинского, Кызылжарского Айыртауского районов, а также в районе Габита Мусрепова”.
Напрашивается вопрос: что и кто может свести на нет предпринятые усилия?
“Интернет и мобильная связь от “Билайна” у нас в Ясновке очень плохие, – пишет пенсионер из Есильского района Иосиф МЕШАЛКИН. – Мучаемся: модем выносим на крышу дома, а эффекта – ноль, скорость – мизер. По мобильному телефону можно разговаривать только на улице, и то не всегда устойчивая связь. За каждый месяц я регулярно вносил плату. Но Интернета всё равно не было…”.
О том же говорит бухгалтер ТОО “Моковское” Лидия КОНЯХИНА из Есильского района: связь по мобильному – никудышная, а по электронной почте невозможно отправлять отчеты в район. В жалобах из разных районов Северо-Казахстанской области люди пишут, что специально к домам пристроили лестницы на крыши. Привычным стал и поиск “зоны связи”. Мы обратились в “Казахтелеком”. Понятно, что немного не по адресу, но хотелось узнать, появится ли у есильцев хотя бы выбор и будет ли скорость “Мегалайна” выше, чем у USВ-модема “Билайн”. А заодно обозначили проблемы в Ставрополке и Ломоносовском, что в районе Габита Мусрепова. В ответ получили: “В настоящее время в селах Ломоносовское и Ставрополка услуги по широкополосному доступу к Интернету предоставляются по беспроводной технологии со скоростью до 1 Мбит/с. В селе Ясновка в первом квартале 2015 года вводится в эксплуатацию аналоговая АТС-50/200, и абоненты будут переключены на беспроводную технологию”.
А коль пенсионер Мешалкин пожаловался на Интернет и мобильную связь, хотелось его возмущения донести и до данного оператора – компании “Билайн”. Дело это оказалось нелегким: нужные номера, найденные в поисковой системе, оказались бесполезными. Куда бы я ни пыталась дозвониться, везде отвечали приветливые женские голоса с автоответчиков и описывали преимущества Интернета от мобильного оператора. В телефонной службе мне тоже не дали нужных номеров – в базе данных их просто нет! Кое-как удалось достучаться до Республиканского общественного объединения “Национальная лига потребителей”. Там порекомендовали писать жалобу на некачественные услуги, отправлять “обидчику” с прикрепленными письмами читателей, получать уведомление и после уже, если понадобится, подавать в суд.
– Для этого есть все основания, – объяснила мне девушка Жулдыз и добавила, что подобные звонки у них уже были, только из других областей.
Тем не менее, желая все-таки добраться до адресата, отправляюсь в недавно открывшийся в центре Петропавловска офис упомянутого оператора мобильной связи. Там мне тоже помочь не смогли: “Езжайте в головной, отвечать на ваши вопросы не в нашей компетенции”. Продолжаю поиски и несколько раз звоню по номеру директора петропавловского филиала “Билайна”. На месте его не было, другие специалисты говорили, что ответить на мои вопросы не могут. Мол, снова компетенция не та. Телефон записали, обещали – директор перезвонит. И перезвонил! Даже заверил, что в ближайшее время в эти населенные пункты выедет специалист для проверки качества связи, и уже после будет принято решение, что делать. Хочется верить, что наш разговор не останется только разговором и будет предпринято все, чтобы область получила качественную связь и Интернет.
P. S. Согласно официальной информации, в Северо-Казахстанской области количество интернет-абонентов выросло до 76,3 тысячи человек. Доход от каждого абонента в регионе составляет 25,3 тысячи тенге.
Комментирует юрист Павел АФАНАСЬЕВ: – В соответствии со ст. 24 Закона “О защите прав потребителей” услугодатель обязан обеспечить надлежащее качество своих услуг. При отсутствии в договоре условий о качестве он обязан оказать услугу, соответствующую установленным законодательством требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода используется. На основании ст. 35 Закона “О защите прав потребителей” потребитель вправе потребовать: 1) безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге; 2) соответствующего уменьшения вознаграждения за оказанную услугу; 3) повторного оказания услуги; 4) возмещения своих расходов на устранение недостатков. Потребитель также вправе потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки не были устранены.
Как указывается в ст. 35 Закона “О защите прав потребителей”, недостатки должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента предъявления требования, если иной срок не установлен договором. За нарушение сроков исполнитель обязан уплатить неустойку в размере 1 процента от стоимости услуги за каждый день просрочки, если иное не установлено договором и законами РК.
Северо‑Казахстанская область