Выращивать крупных рогатых у нас никак не получается – Казахстан “подсел” на заграничное мясо. По последним данным, каждая пятая тонна мяса, съедаемого в стране, завозится из-за рубежа.
В высоких кабинетах с этой обидной ситуацией боролись вроде целыми программами развития мясного животноводства, тратили миллиарды тенге, и статистика показывала рост поголовья… Итог печален: к концу 2009 года в стране, несмотря на бурно изображаемую деятельность, поголовье крупного рогатого скота даже уменьшилось. Сейчас у нас 6,09 миллиона коров, телят и быков, тогда как в 1990-м было 9,7 миллиона.
Говядина… из воздуха
– Через пять лет Казахстан намерен продавать в Россию 60 тысяч тонн мяса ежегодно, 5 тысяч поставит уже в этом году, – пообещал министр сельского хозяйства Ахылбек КУРИШБАЕВ своему российскому коллеге в апреле. Серьезное заявление, особенно если учесть, что в 2009 году из нашей республики в Россию продали всего 54 тонны говядины. Откуда же возьмутся еще 59 тысяч?
По данным самого Минсельхоза, у нас не так много мясокомбинатов – они, вместе взятые, могут переработать лишь треть производимого в стране мяса. Однако даже эти мощности в 2009 году были заполнены только на 63 процента…
Тем не менее в 2008 году “КазАгро” через свою дочернюю компанию “Мал онімдері корпорациясы” приступило к выполнению грандиозного плана по созданию откормочных площадок. В шести областях предполагалось создать 15 комплексов, на 2,5–5 тысяч голов скота каждый. Бюджет щедрой рукой выделил на эти цели 11,5 миллиарда тенге.
Весной прошлого года проекты “КазАгро” проверил Счетный комитет и нашел нарушений аж на 10,9 миллиарда. Контролеры отметили, что чиновники “КазАгро” взялись тратить бюджетные деньги, не имея ни четкой программы действий, ни даже концепции развития. И что план вообще сомнительный, потому что под него нет сырья: кормов и племенных животных.
Их пессимизм подтвердился: прошло более года, но мяса с новых откормочных площадок страна так и не получила.
Мясо для Урала и Сибири
– Проект изменился, – объяснил “Каравану” учредитель агрофирмы “ОтесБиоАзия” Дуйсен НУРЛАНОВ (его компания строит откормочный комплекс в Алматинской области). – Для отходов мы планировали скотомогильник, но теперь требуются очистные сооружения. Государство выделило еще 498 миллионов тенге, работаем. Думаю, к ноябрю закончим…
Срок ввода комплекса переносится уже второй раз. А ведь “ОтесБиоАзия” имеет собственные корма – в Балхашском районе фирма засевает около 10 тысяч гектаров рисом и имеет еще 100 тысяч га под пастбища. Но даже в этом случае заполнить комплекс на 5 тысяч голов, как планировалось, удастся в лучшем случае через 3–4 года, признает г-н Нурланов: “А не окупится – вернем государству долг из собственных средств”…
Второй крупный комплекс строится в Костанайской области холдингом “Карасу”. Компания имеет 50 тысяч гектаров, занятых в основном зерновыми. Завод по переработке мяса уже построен, а вот с откормочной площадкой вышла задержка. Комплекс создается на базе племенного хозяйства “Караман-К”.
По словам директора фирмы Муратбека АБИШЕВА, все почти готово. Правда, все мясо с самого начала планировалось экспортировать в Россию, говорит он, в города Урала и Сибири. А как же Казахстан? Ведь предполагалось, что для начала мясной производитель вытеснит импортное мясо с нашего рынка…
Не завершен комплекс компании “Crown Батыс” в ЗКО, обещанный еще в 2009 году. Настоящим “мясным цехом” страны должна стать Акмолинская область. Там строятся сразу шесть откормочных комплексов. Но ни один из них пока не запущен.
Зато в этом же регионе в присутствии Премьера Карима МАСИМОВА введен в строй мясокомбинат и еще два достраиваются. Какое мясо они будут перерабатывать, если еще год назад, по официальным данным, уже существующие в области переработчики мяса были загружены на... 8 процентов?
Землю – коровам!
Если даже владельцы латифундий в десятки тысяч гектаров не в состоянии запустить “мясные” проекты в срок, то что можно сказать о менее крупных собственниках? Именно они выращивают более 80 процентов всего мяса в Казахстане.
– Фермеры не смогут поставлять молодняк на откормочные базы, у них просто нет поголовья, – говорит председатель Союза фермеров Казахстана Ауезхан ДАРИНОВ. – Почти половина из них едва сводит концы с концами. Отгонное животноводство вообще разрушено: земли проданы, там уже нет кошар. Почему бы не выдавать льготные кредиты в обмен на поставки мяса?
Вопрос, чем же будут кормить скот в откормочных комплексах, тоже остается открытым. За пятнадцать лет площадь посевов кормовых культур уменьшилась с 12 миллионов гектаров до 2,5 миллиона. После приватизации земли часто невозможно, как это было раньше, отгонять скот на сезонные пастбища – они принадлежат разным владельцам. В результате в одном месте луга зарастают травой, а в другом – скот выедает эту траву до голой земли.
– В “Мал онімдері корпорациясы” почему-то считают, что люди будут отдавать скот на откорм по 180–200 тенге за кило живого веса, – удивляется завотделом КазНИИ животноводства и кормопроизводства Марат КИНЕЕВ. – Но эти цены абсолютно не возмещают даже затраты на выращивание!
Съеденные стада
– Сегодня в Казахстане в расчете на одну корову заготавливают на 30–40 процентов меньше кормов, чем в конце 1980-х, – объясняет заместитель директора РГП НПЦ животноводства и ветеринарии доктор сельскохозяйственных наук Нургалым ЖАЗЫЛБЕКОВ, – фермеры держат стада для производства молока, а не мяса. Потому что для мясного животноводства нужна земля. Есть научно обоснованные нормы: при урожайности кормовой культуры 20 центнеров с гектара корове нужно не менее 1,7 гектара, тогда она будет прибавлять по 800 граммов веса в день. Сегодня этих норм никто не соблюдает.
В Алматинской области даже в советское время было трудно вырастить стадо для крупного откормочного комплекса, говорит Нургалым Жазылбеков, потому что земли требовались для более выгодных молочных пород.
А мясных коров почти всех давно... съели. Например, мясной казахской белоголовой породы сохранилось немногим более 76 тысяч голов. Сравните: в голодном 1950 году, когда порода была зарегистрирована, ее поголовье составляло 1 миллион 160 тысяч!
Системный кризис?
Мяса в Казахстане не хватает, хотя вроде бы есть все условия: в стране полно пастбищ и земель под кормовые культуры, в селе масса свободных работников, а цены на говядину в рознице почти европейские. Почему же, в силу каких причин сложилась система, которая не позволяет использовать все эти возможности?
В 1990 году в Казахстане получили более 1,5 миллиона тонн мяса в убойном весе, а в прошлом – в два раза меньше (896,3 тысячи тонн). Двадцать лет назад за пределы республики вывозили более 300 тысяч тонн, сегодня за рубеж продавать нечего.
К сожалению, ни одна из “мясных” госпрограмм эффекта не дала. Рискнем предположить, что и на этот раз казенные деньги будут потрачены без видимых результатов.
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ