Ольга воспитывалась в детском доме. В 23 года вышла замуж, стала работать воспитателем в детском саду. Однако глубоко засевшие в девушке комплексы позволяли окружающим поступать с ней так, как им вздумается: муж стал ее поколачивать, заведующая могла и крепким словом при всех обложить, даже соседка и та на нее покрикивала.
Что в ней было не так? Ольга обратилась к психологу, которая предложила ей… сказкотерапию.
– Сказкотерапия – очень древний метод, – объясняет психолог Наталья АМОСОВА. – Ведь основная цель сказки – показать ребенку, что все будет хорошо. Да, человек встречается с разными препятствиями, но при известной смекалке и храбрости может их преодолеть, да еще и бонус получить – в виде царевны или принца, полцарства или других подарков Вселенной. И это вселяет в нас уверенность, что все невзгоды преодолимы.
Ольга прошла курс сказкотерапии из трех сказок, в которых она примеряла на себя разные роли. Например, в первый раз ей пришлось играть не свойственную ей роль королевы, которая так ей и не далась, а вот в последней сказке Ольге предложили сыграть немую служанку с особой миссией – она должна была раскрыть заговор. Девушка тщетно пыталась помочь участникам сказки, но они ее просто не слышали, и тогда она в какой-то момент вскрикнула: “Слушайте меня!”.
Это стало толчком к переменам в ее жизни. Она нашла в себе силы на работе решительно поставить вопрос ребром: либо вы разговариваете со мной вежливо, либо я пишу заявление об уходе. Матов она больше от начальства не слышала. А с мужем в конце концов рассталась: слишком уж он привык к ее роли бессловесной Золушки, другая жена ему была не нужна, а ей не нужны были такие отношения.
Как выяснилось, сказки у психологов делятся на диагностические и терапевтические. Специалист дает зачин сказки пациенту, который хочет решить ту или иную свою душевную проблему, и предлагает додумать сюжет сказки и ее финал. Из того, что человек придумал, психолог и делает выводы.
К примеру, на прием бабушка привела девочку 5 лет, которая плохо спала по ночам, часто просыпалась в слезах. Ей предложили закончить сказку про вечно плачущую принцессу, которую никто не мог успокоить: ни король-отец, ни заморские лекари, ни развеселые шуты.
– Что придумала девочка? Она рассказала, что прилетел на помощь принцессе Человек-паук и спросил ее, почему плачешь, – рассказывает Наталья Амосова. – А она и отвечает: мол, бросила меня мама и не хочет возвращаться назад из соседнего государства. Бабушка, которая привела девочку на прием, рассказала, в чем дело: мама малышки вышла во второй раз замуж, родила недавно ребенка, а старшую дочь отдала на воспитание бабушке. В итоге Человек-паук слетал вместе с девочкой к маме, уговаривал ее вернуться и заботиться о принцессе, но та не согласилась. Тогда появился другой супергерой – Росомаха, который опять слетал к маме принцессы и все-таки уговорил ее вернуться. “Стали они жить-поживать, а принцесса, когда выросла, вышла замуж за Человека-паука и за Росомаху”. Через сказку вышли чувства, мучившие ребенка, – обида и глубинный страх того, что мама бросила дочь и не любит ее. Концовка с двойным замужеством тоже была не случайной, так как девочка скопировала поведение матери, которая, выйдя замуж во второй раз, продолжала общаться с бывшим мужем. Понятно, что с такой жизненной программой, заложенной в детстве, девочке придется непросто во взрослой жизни…
По мнению специалистов, люди носят маски всю жизнь. И некоторые настолько сильно прикипают к ним, что расстаться с ними хотя бы на время бывает очень сложно. Вот и видим мы на каждом шагу либо “жертв”, либо “насильников”, либо “спасателей”, либо “дураков”. Если с первыми все более или менее понятно, то маска дурака, как выяснилось, не совсем та, о которой мы привыкли думать:
– Это высшая форма проявления человека – свободная личность, которая ни от кого не зависит и говорит то, что считает нужным. Такой человек не носит никаких масок. Но “включать дурака” иногда бывает очень трудно. Поэтому многим людям приходится учиться надевать те или иные маски. Например, если вы лидер по жизни (“насильник” в нашей интерпретации), то вам иногда нужно включать “жертву” или “спасателя”. Если вы “мать Тереза” или “Золушка” (типичные “спасатели”), которые всем помогают, то вам иногда надо включать “насильника”, чтобы достичь какой-то цели.
Помимо этих четырех основных масок существует масса их подвидов. Наталья Амосова привела в пример наиболее часто используемые среди людей маски: “блондинка”, “мамочка”, “тупица”, “перпендикуляр” (другими словами – правдоруб), “хорошая девочка”, “ плохой парень”, “всезнайка” – список вы и сами можете продолжить. Бывает и такое, что человек не может соотнести себя ни с одним из персонажей: это значит, что в его жизни наступил некий кризис, когда он начинает переосмысливать свою жизнь, свою роль в ней.
Иногда в терапевтических целях психолог дает человеку самому сочинить сказку о себе. Он должен придумать историю, поставить подпись и мысленно отправить ее во Вселенную, к инопланетянам и другим мирам – для исполнения.
– Иногда сказки сочиняет “группа авторов” – участников сеанса: каждый придумывает зачин сказки и затем передает ее соседу, по кругу – как в мультфильме “Каникулы в Простоквашино”, каждый дописывает то, что хочет. Иногда случаются курьезы. Например, в одной сказке мы напророчили сказочной принцессе свадьбу с лягушкой, которая превращается в человека. И вскоре в реальной жизни она вышла замуж за очень хорошего парня по фамилии… Лягушкин. Разве не волшебная сказка?
Существует в сказкотерапии и раздел для тяжелобольных детей и взрослых, которых необходимо подготовить к тому, что завтра они могут покинуть этот мир.
– Эти сказки нельзя читать обычным детям и взрослым. Они, как правило, весьма светлые и тоже позитивные, и хотя в них к герою сюжета приходит смерть, но приходит она всегда в виде ангела или солнышка, если речь идет о детях. Это помогает им справиться со страхом.
У алматинца Арнура Мамытбекова необычное хобби – он сочиняет короткие сказки про принца. Каждый раз в зависимости от ситуации принц получается разный. Но всегда немного с иронией по отношению к миру и самому себе. Когда мы поинтересовались у Арнура, зачем он все это пишет, он ответил:
– Это моя попытка создать свою версию уютного и небольшого мира, со своими правилами, персонажами и законами. Ну и эксперимент по созданию своего информационного поля с позитивной энергией и возможностями для творчества.
Намек, пародия? Да, на всех участников этих историй – и принцы не идеальны, и те, кто их ждет, могут быть более активными в решении своих жизненных и матримониальных задач. Тем более что каждый из нас хоть раз в жизни был и принцем, и прекрасной дамой, все это есть внутри нас – главное, относиться к себе с юмором и верить, что случится что-то приятное и волшебное.
– Вы сами ощущаете себя принцем?
– Попросите любого человека изобразить какого-то сказочного персонажа, и вы получите почти стопроцентный автопортрет этого человека. Так что некие черты принца схожи с моими – ирония и, конечно, его недостатки, но именно они делают каждого из нас уникальным, не так ли?
***
1. Принц знал, что его ждали. Он не торопился. Он ведь знал, что ждут именно его. Чем больше его ждали, тем больше он не торопился. Он все чаще засиживался в трактирах допоздна, все больше кружек пива приносили ему и его товарищам трактирщики. “А платить кто будет? Принц?”. “А кредит кто погасит? Принц?”. Так принца стали ждать не только девушки, но и мужчины – собутыльники и трактирщики.
2. Принц остановил своего коня, подал Ей руку, помог сесть на коня позади себя. Она обхватила его руками, он пришпорил коня, который слегка просел под седоками, и они помчались вперед. “А ты коня своего вообще моешь перед тем, как предлагаешь на него девушке сесть?” – спросила она спустя некоторое время. “А ты никогда не думала на диету сесть?” – мгновенно отреагировал принц и похлопал по боку взмыленного коня.
3. Принц отвел своего коня к ветеринару. “Полечим, приходите через недельку”, – сказал коновал. Когда принц добрался до ее дома и постучался в дверь, одежда его была покрыта пылью, а обувь была в грязи. Она окинула его взглядом и спросила тихо: “А где белый конь?”. “Приболел, через недельку будет”, – ответил принц. “Ну, недельку-то я еще подожду”, – сказала она тихо, но твердо, закрывая перед принцем дверь. Коня вылечили только через месяц…