Скандальный градус

Номинировать новый штраф за вождение авто в нетрезвом виде в Книгу рекордов Гиннесса предлагает глава Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард ЭДОКОВ:

Если сравнить его с уровнем жизни и средней зарплатой по стране, то он будет превышать его почти в 10 раз, он составит 500 МРП.

По данным МВД, за 8 месяцев этого года задержано 32 тысячи нетрезвых водителей. Понятно, что тот, кто садится за руль нетрезвым, – это потенциальный убийца, заслуживающий самого строгого наказания. Но новые методы борьбы с пьянством на дорогах вызвали бурные обсуждения. Многие эксперты опасаются, что это превратится в кормушку, а не в реальную борьбу с преступлением. Выросшие штрафы будут искушать нечистых на руку полицейских. Масла в огонь подлила и другая идея – вооружить полицейских переносными алкотестерами, чтобы они могли сразу на месте определить, пьян человек или нет, и их заключения будут иметь реальную силу в суде. О том, что это дело почти решенное, сообщил председатель Комитета административной полиции МВД Игорь ЛЕПЕХА. Точная дата, когда начнут действовать новые правила, пока неизвестна, но эксперты и водители уже опасаются последствий.

Учитывая, что в Казахстане планируют увеличить штраф до 500 МРП, это более 850 тысяч тенге, становится страшно, что полицейским дадут такую мощную “дубинку” в виде алкотестеров, – говорит Эдуард Эдоков. – Я знаю много случаев, когда людей пытались просто “развести”. Откройте интернет-форумы, там люди рассказывают жуткие истории. И это сейчас, а что будет, когда введут алкотестеры и штрафы? Немудрено, если наши умельцы придумают, как можно эти алкотестеры заставлять показывать то, чего нет на самом деле. Слышал я и про спиртовые ватки в трубках, и много других историй. Одно дело, когда человек проходит освидетельствование в специализированном медицинском центре, и другое – на дороге, дыша в портативный алкотестер. Теперь другой вопрос:  у нас нет градации по допустимому уровню алкоголя. Если алкотестер показывает даже чуть больше нуля, все – ты пьяный. Если ты выпил таблетку аспирина и у тебя началось брожение в желудке – все, плати миллион, ну или “разводи” чуть дешевле на месте. Тем более если человек не знает своих прав, то он хочет откупиться. Пьяных за рулем нужно наказывать, но нельзя же так перегибать палку. Мы просто создаем кормушку. И до сих пор мы не услышали четкого ответа, как будут бороться с возможным произволом. Даже Премьер-министр сказал депутатам: а не считаете ли вы, что это вызовет рост коррупции в рядах патрульно-постовой службы? Водитель будет готов отдать любые деньги, чтобы не платить такие огромные официальные штрафы. Какими будут взятки? В полмиллиона тенге? Еще нам сказали, что будут осуществлять технический контроль, но что это такое – тайна, покрытая мраком. Над водителями просто повесили дамоклов меч.

На одном из форумов в Интернете люди делятся историями, как их пытались “развести” полицейские, обвиняя в употреблении алкоголя. Огромное количество комментариев вызвал рассказ беременной девушки, которую дорожные полицейские остановили рано утром и заявили, что она “под градусом”. Только после того, как девушка разрыдалась, доказывая свою правоту, ее отпустили. А вот один мужчина подает документы в суд, его тоже заподозрили в нетрезвости, хотя он не пьет вообще. Но, как правило, принципиальных водителей, готовых отстаивать свою правоту, не так уж много.

И проблема даже не только в том, что в рядах полицейских встречаются нечистые на руку. Сама процедура проведения экспертизы на дороге вызывает много вопросов. В одночасье наши сотрудники правоохранительных органов превратятся во врачей и смогут ставить “диагнозы”.

Об особенностях проведения таких экспертиз мы спросили у врача-нарколога. Он тоже не разделяет позиции, что медицинскую экспертизу можно проводить человеку без специального образования, полагаясь только на электронный прибор.

Мы слышали, что, возможно, дорожным полицейским предоставят мобильные алкотестеры для проведения экспертизы на алкогольное опьянение, – говорит заведующий приемным покоем и кабинетом экспертизы наркологического центра медико-социальной коррекции Алматы Кирилл ГИБАЛОВ.Пока эти поправки не приняты. Но, как мне известно, в России уже практикуется использование мобильных алкотестеров. На месте проводят экспертизу, показания прикрепляются к протоколу административного задержания, и они действительны в суде. Но с точки зрения нарколога я считаю, что степень алкогольного опьянения имеет право определять только врач. И не просто врач, а нарколог. Алкогольное опьянение бывает трех степеней – легкой, средней и тяжелой. Каждой характерна своя клиническая картина. Но в нашем законодательстве не отражена степень алкогольного опьянения. Если человек находится за рулем даже в состоянии легкого опьянения, он нарушает закон. Но стоит подчеркнуть, что основой для заключения – трезвый человек или в состоянии алкогольного опьянения, все-таки является клиническая картина. К алкотестеру врач-нарколог прибегает, только чтобы подтвердить свои наблюдения. Мы проводим специальные пробы для определения клинической картины.

Если примут новые правки в закон и дадут дорожным полицейским алкотестеры, которые заменят врача, поменяется сама система определения опьянения. Главным станет  алкотестер. Но можно ли ему стопроцентно доверять? В организме человека есть так называемый эндогенный алкоголь, вырабатываемый самим организмом, – говорит врач Кирилл Гибалов.У одних людей он больше, у других – меньше. И на выработку эндогенного алкоголя влияет много разных факторов. Это могут быть эндокринные заболевания, в том числе сахарный диабет. Возможно, это повышенная или пониженная кислотность желудочного сока. Поэтому повышение эндогенного алкоголя не говорит о том, что человек пьяный. Но алкотестер может показать 0,02–0,03 промилле, и вот тут врач должен определить ситуацию, учитывая все факторы. Мы делаем пробу Ромберга, пальценосовую пробу, смотрим, есть ли тремор рук, проверяем фотореакцию зрачка и многое другое. На это и существует эксперт – врач-нарколог. Чтобы просто стать врачом, учатся семь лет. Для того чтобы получить квалификацию врача-нарколога, необходимо пройти годичную специализацию, получить специальный сертификат. И чтобы работать в кабинете экспертизы, врачу-наркологу нужно проработать не менее пяти лет по специальности. Потому что любой акт медицинского освидетельствования является документом для суда. Чтобы избежать недоразумений, в кабинете экспертизы стоят камеры. Теперь, выходит, экспертизу смогут проводить обычные дорожные полицейские – люди, не имеющие даже минимального медицинского образования…

А вот о каких “разводках” с алкотестерами рассказывают в России. По разговорам, нашу полицию оснастят именно российскими алкотестерами.

Способ первый. Водителю дается алкотестер, но инспектор, пользуясь разными отговорками, не показывает экран прибора с результатами исследования. Спустя некоторое время водителю предоставляется чек (все алкотестеры должны распечатывать результаты проверки), согласно которому он оказывается немного пьяным. Все просто: чек приготовлен заранее.

Способ второй. Водителю подается алкотестер, трубка которого протерта спиртом или водкой (другой вариант – вложить внутрь ватку, смоченную алкоголем).

Способ третий. Мало кто знает, как выглядит настоящий алкотестер, поэтому инспектор приобретает липовый приборчик, настроенный на то, чтобы показывать нужный результат.

Способ четвертый. Сотрудник дорожной полиции перенастраивает настоящий алкотестер.

Мы задали врачу-наркологу Кириллу Гибалову вопросы, интересующие многих водителей.

– Говорят, что чем крупнее человек, тем быстрее он трезвеет и уже наутро может сесть за руль. Так ли это?

– Все зависит не от размеров человека, а от того, как работает его печень. Алкоголь – это психоактивное вещество, оно меняет состояние человека, и печень выводит продукт распада от алкоголя.

– То есть каждому, кто изредка выпивает, придется купить себе алкотестер, чтобы не нарваться на штраф почти в миллион тенге?

– Едва ли это поможет. Так как алкотестеры, которые находятся в свободной продаже, могут показать абсолютно противоположный результат, ведь произведены они обычно в третьих странах и не проходят никакой проверки и калибровки. Мы же используем сертифицированные алкотестеры, они проходит постоянную проверку каждые три месяца. Это очень тонкое электронное устройство, и на него могут влиять многие факторы. Поэтому должны строго соблюдаться правила его эксплуатации.