Скандальный эксперимент

Метадон против героина

Первые попытки внедрения новшества были предприняты в 2002 году. Тогда вышел приказ Минздрава и даже постановление правительства, давшие “добро”. Два города – Павлодар и Темиртау – выбрали в связи с тем, что здесь наблюдается большое количество ВИЧ-инфицированных. С тех пор все эти годы решался вопрос получения разрешения МВД на ввоз метадона в Казахстан.

Стартовал проект минувшей осенью, когда границу все-таки пересекло около двух килограммов заменителя, которого должно хватить на 365 дней. Эксперимент проводится в городских наркоцентрах. В течение одного года по 25 человек вместо уколов с “белой смертью” под контролем медиков будут ежедневно пить сироп розового цвета со вкусом клубники. Все участники проекта являются потребителями героина со стажем, у некоторых из них имеется ВИЧ-инфекция.

В Республиканском научно-практическом центре медико-социальных проблем наркомании, расположенном в Павлодаре, подчеркивают, что борьба с наркозависимостью не сводится исключительно к заместительной терапии и что это лишь один из множества методов. Напомним, что метадон – это химический препарат, который по действию схож с героином, но не вызывает физического и психического угнетения. Один из главных доводов инициаторов нововведения в том, что отказ от инъекционного потребления наркотиков снижает риск переноса инфекционных заболеваний, отмечаемых у 90 процентов зависимых.

Мнение противников: зависимость останется

Меж тем ряд общественников категорически против новой терапии. Они заявляют, что нельзя переводить людей с потребления одного наркотика на другой. И ссылаются на исследования, согласно которым привыкание к метадону происходит значительно быстрее, чем к героину. Противники также утверждают, что те, кто финансирует проект, с продажи метадона будут иметь большую прибыль. Имеются в виду западные фонды. Мол, они производят своеобразное “подсаживание” стран Центральной Азии на метадон.

Павлодарское общественное объединение “Матери” существует с 2000 года. Дети всех членов объединения являются наркоманами со стажем, а руководитель этой организации Зоя Нагих – одна из непримиримых противниц метода:

– Возможно, метод положителен тем, что наркоманы не будут воровать ради дозы героина, потому что им бесплатно раздается метадон. Все равно я против, потому что наркозависимость есть наркозависимость.

Действительно прогресс?

О первых предварительных итогах заместительной терапии рассказывает заведующая диспансерным отделением областного центра по профилактике и лечению зависимых заболеваний Жания Сексенова. В “пилоте” она является по должности врачом-наркологом:

– Установка такая: сначала подбирается доза, затем определенное время она поддерживается на одном уровне. Через несколько месяцев мы постепенно пойдем на снижение, дойдя до нуля. К концу года участники должны вообще избавиться от наркозависимости.

Процесс отбора первых 25 участников был довольно долгим. Мы обращали внимание на тех, кто истощен физически и психически. Возраст – от 26 до 45 лет. За месяц проекта отмечен прогресс.

– В чем именно?

– Почти все нашли себе работу. Четверо ребят имеют постоянное место, но не могли нормально работать из-за физического дискомфорта. Теперь они приходят с утра к нам, а затем отправляются на предприятия в полной трезвости разума и тела, потому что метадон не угнетает.

Беспокойство не покидает

Мы с врачом заходим в небольшую комнату, где нас встречают пять женщин и десять мужчин. Жания оставляет меня с участниками “пилота”.

Парень, на вид – 25 лет:

– Сомнений у меня, в принципе, не было. Беспокоит один момент. Как мы будем выходить из метадоновой терапии через год? Будет ли ломка? Врачи говорят, все должно быть нормально. Посмотрим...

Женщина, примерно 30 лет:

– Стало легче чисто физически. Раньше я без укола героина не могла идти на работу.

Мужчина, около 40 лет:

– Самое главное, что в семьях стало спокойнее, потому что мы устраиваемся на работу. Денег мало, правда, но хоть что-то.

Россия не спешит

Своим взглядом на проблему делится координатор программы “Заместительная терапия метадоном” Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании Олег Юсопов:

– В некоторых странах и не ставят цель переводить людей на полную реабилитацию. Этот фактор, наверное, смущал противников заместительной терапии в нашей стране... Мы построили программу так, что наши психологи со временем будут подталкивать участников терапии пройти полное избавление от зависимости.

– Что скажете по поводу того, что Россия не спешит вводить терапию?

– Там консервативные старые наркологи стоят на своем. Для них полное воздер­жание – это и есть лечение. Хотя опять же напомню факт – лишь пять человек из ста излечиваются. В Европе почти все страны давно перешли на заместительную терапию. В Чехии, например, вся наркология построена на этом методе. В Германии вообще практикуется героино-заместительная терапия, то есть государство думает так: либо человек на улице потребляет героин, либо под нашим наблюдением.

– Говорят, что метадон уже появился на черном рынке?

– Слышал, что пару лет назад в Алматы то ли начала действовать лаборатория, то ли был завоз препарата из Китая, уличное название которого было “метадон” или “бомба”. По описаниям вещество не похоже на метадон. Скорее всего, это была кустарно изготовленная синтетика с добавлением героина. Говорят, люди деградировали всего за месяц и трудно поддавались лечению…

Кто-то твердит, что реализаторы метадона хотят сделать себе “навар”. Представьте – всего сто долларов на одного человека в год! Сумма-то смешная!

Позиция сторонников: метод успешно работает

Директор Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании Александр Катков:

– Ажиотажа вокруг темы заместительной терапии не должно быть. Исследования подтверждены Всемирной организацией здравоохранения и Организацией Объединенных Наций, и они говорят об эффективности заместительной терапии.

– Противники заместительной терапии говорят, что ее запретили в США.

– Это все ерунда! Никто там не вводил запретов, метод широко используется и считается успешным в профилактике ВИЧ и СПИДа. Стремятся достоинства развивать, а недостатки каким-то образом купировать.

Ризабек ИСАБЕКОВ, фото автора, Павлодар