Это, кроме прочего, дает и такой "плюс" в работе компании, как серьезная экономия расходов. И вот теперь "Эйр Астана" опять на слуху, только уже в связи с серьезными проблемами.
7 августа ее руководство выступило перед журналистами Алматы с серьезными обвинениями в адрес АО "Международный аэропорт Алматы".
- Некоторое время назад аэропорт объявил о введении новых тарифов на некоторые услуги, монопольно предоставляемые им авиакомпаниям. Предлагаемый средний уровень роста тарифов составляет 80%, что привело бы к дополнительным расходам авиакомпании в размере 30 млн. тенге, - заявил президент авиакомпании Фостер.
А алматинский аэропорт и до этого ожидаемого повышения тарифов уже был одним из самых дорогих в мире. В подтверждение этого на пресс-конференции журналистам раздали сравнительную таблицу с информацией о ценах за тонну авиационного керосина в разных аэропортах. Выглядят они так: в июле 2008 года в других аэропортах Казахстана, кроме Алматы, она стоила 969 евро, в аэропортах Европы - 1 394 евро, в Москве - 1 360, а в аэропорту Алматы - 1 243 евро. А в нынешнем августе цены в Европе снизились сразу на 44 евро, в Москве остались на прежнем уровне, по Казахстану в целом несколько подросли, зато в самом большом аэропорту страны подскочили сразу на 132 евро! И это только цены на керосин, а есть еще целый ряд других, тоже очень недешевых, тарифов на услуги аэропорта.
- Все авиакомпании, летающие в Алматы, страдают от высоких тарифов. А в наибольшей степени - "Эйр Астана", главный клиент этого аэропорта. Мы категорически не согласны с политикой аэропорта и его действиями, которыми они пытаются заставить авиакомпанию дать согласие на повышение тарифов путем доставления неудобств нашим пассажирам, - подчеркнул г-н Фостер.
Руководство авиакомпании предлагает руководству аэропорта не только не вводить новых повышений тарифов, а, наоборот, снизить на 10% уже существующие. "Просим Вас предпринять необходимые меры для дальнейшего повышения стоимостной эффективности и сосредоточиться на получении каких-либо дополнительных доходов путем развития неавиационной коммерческой деятельности", - говорится в письме руководства авиакомпании руководству аэропорта.
Это письмо отражает и ситуацию в авиационных перевозках в целом. Очень непростую. Вот факты из данного документа. Каждое повышение цен на нефть на 1 доллар за баррель означает увеличение общих топливных расходов авиакомпаний на 1,6 млрд. долларов. За последние пять месяцев 2008 года в мире 24 авиакомпании вообще прекратили свою деятельность, либо находятся на грани банкротства.
"Множество других авиакомпаний ждет та же участь, если мы не объединим наши усилия для сокращения расходов", "мы обращаемся к Вам с просьбой высказать свои идеи и предложения касательно того, как АО "Международный аэропорт Алматы" способен и готов оказать содействие авиационной индустрии", - отмечается в письме. Вместе с тем руководство авиакомпании выражает удивление тем, что правительство республики не может стимулировать аэропорт к снижению своих тарифов и "приведению своей политики в соответствие с международными стандартами", и что некоторые его услуги не регулируются со стороны антимонопольных ведомств.
На самом деле эта история ставит намного больше более широких вопросов. Например, о причинах столь дорогого авиационного керосина вообще на рынке Казахстана.
А от этого вопроса прямой "переход" к другому - почему страна, добывающая нефти намного больше собственных потребностей, имеющая нефтеперерабатывающую индустрию, не удовлетворяет полностью своих потребностей в этом виде топлива?
Или, насколько удачно было с маркетинговой точки зрения просчитано в своей время (не такое уж давнее), строительство такого большого нового аэропорта на месте старого, сгоревшего? Может, можно было обойтись более скромными и экономичными формами? Ведь наверняка оппоненты авиакомпании будут говорить, что рост тарифов объективно вызван большими расходами на содержание аэропорта. Это - пример того, как вчерашние "недочеты" сегодня "вылезают" ростом цен.
Фото с сайта http://www.aviapages.ru