Чиновники от акимата и культуры недовольны поведением маэстро, который выставил их в неприглядном свете.
Бисенгалиеву припомнили все и подсчитали все "инвестиции", вложенные в его проекты. Сумма получилась внушительная, если учесть, что никакой отдачи от музыканта область, по мнению ее властей, не получает.
Весь сыр-бор начался как раз с денег. Маэстро потребовал от руководства региона дополнительных средств на содержание Западно-Казахстанского филармонического оркестра, который находится на балансе области.
Новый глава области, не пожелал выделять средства сверх установленного лимита. К тому же ознакомившись с истинным положением дел, Бактыкожа Измухамбетов, потребовал от маэстро ввести в состав оркестра, если не уральских музыкантов, то хотя бы казахстанских, на что получил отказ. Разгневанный скрипач в интервью журналистам называл руководителей области боратами, ничего не понимающими в искусстве, а посему не желающими финансировать его оркестр и конкурс скрипачей.
Марат Бисенгалиев в Уральск стал наведываться очень часто в последние пять лет. С того времени, как бывший аким ЗКО Крымбек Кушербаев предложил ему организовать международный конкурс скрипачей.
Спустя некоторое время был создан Западно-Казахстанский филармонический оркестр под руководством М.Бисенгалиева. Все делалось за счет бюджетных и небюджетных средств ЗКО. Предполагалось, что конкурс и оркестр будут работать на имидж города и области.
О провинциальном Уральске узнали во многих странах мира. Международный конкурс скрипачей за пять лет получил очень широкую популярность на музыкальном олимпе. Многие молодые скрипачи считали делом чести участвовать на данном конкурсе, ибо слыл он беспристрастным и справедливым в плане судейства.
Но был один нюанс, который маэстро не желал учитывать. В конкурсе за пять лет всего один раз участвовал представитель из Уральска. Бисенгалиев объяснял это отсутствием в области талантливых и достойных скрипачей. Но сам никаких сил для подготовки этих самых музыкантов особо не прилагал. Как выясняется, за последние три года он не провел ни одного мастер-класса в местных музколледже и институте. А казахстанские музыканты, (упорно добивавшиеся победы в конкурсе в течение ряда лет), так ничего и не получили. Победителями, как правило, становились зарубежные скрипачи. Оно и понятно, у них развита скрипичная школа, у них есть учителя...
С оркестром происходило то же самое. В его составе одни иностранцы. И его с полным правом можно назвать оркестром-сборной, состоящей из легионеров, если проводить параллели с футболом.
В Уральской футбольной команде происходит то же самое. Основной состав в последние годы представляли игроки-легионеры из различных зарубежных клубов. Им платили немалые деньги. Они играли за Уральск, правда, звезд с неба не хватали, потому местная команда все время держалась на последних строчках турнирных таблиц.
Западно-Казахстанский филармонический оркестр на местной сцене играет очень мало, да и билеты на его концерты не всем желающим по карману. Но факт, это оркестр высокого уровня. Вот и возникает резонный вопрос. Почему бы Бисенгалиеву, хотя бы в качестве подмастерьев не взять к себе в оркестр местных музыкантов? Или дать хотя бы возможность постажироваться? Ведь сам факт игры и работы с именитыми музыкантами - дорогого стоит. Увы, местным музыкантам дорога в оркестр закрыта. Что и стало поводом для претензий акимата области к Бисенгалиеву. Его обвинили в лжепатриотизме.
"Маэстро вовсе не беспокоится об имидже провинциального Уральска. Он думает только о своем имидже, и поэтому, видимо, в заграничных турне не называет оркестр Западно-Казахстанским, а преподносит его как свой, личный. Весь патриотизм и любовь к родине Марата Бисенгалиева сводится к собственному развитию за счет государства", - заявил журналистам н ачальник областного управления культуры Айдар Батырханов.
Местные чиновники не поленились и провели тщательный анализ и даже расследование деятельности оркестра, на который тратятся немалые средства.
"Марат работает в индийском городе Мумбай с составом нашего оркестра, а также используя наши инструменты и сценические костюмы. Что, нашему областному бюджету больше делать нечего, как финансировать индийский оркестр в далеком Мумбае?", - вопрошает Батырханов.
Бисенгалиев эти факты отрицает и считает, что на существование оркестра зарабатывает гастролями. Правда, как сказал, начальник от культуры, на расчетный счет оркестра в Уральске гастрольные деньги ни разу не поступали.
И вообще, после разразившегося скандала власти посчитали, что содержание оркестра и проведение конкурса - слишком дорогостоящее удовольствие для бюджета. Ежегодно на содержание оркестра тратится 24 миллиона тенге. На эти деньги, по словам Батырханова, можно было бы местные драматические театры содержать в течение пяти-шести лет. Не говоря о жилищно-бытовых условиях, которые создаются для оркестрантов. Для членов молодого оркестра в Уральске выделены сразу несколько квартир, в то время, как именитые музыканты области почти всю жизнь не могут получить жилье. И это озвучивание лишь малой части условий, которые создаются для Западно-Казахстанского оркестра. При этом западно-казахстанцы ждут реальной отдачи.
Скандал, похоже, не скоро утихнет. На страницах различных изданий то и дело продолжаются заочные обвинения друг друга. При таком раскладе, недолог час, когда оркестр перестанет существовать, или, по крайней мере, перестанет финансироваться из местного бюджета, что одно и то же.
Но аким области, на днях в интервью местной газете заявил, что сделает все возможное, чтобы раскола не произошло. Сам Марат Бисенгалиев, скорее, тоже за то, чтобы оркестр и конкурс продолжали существовать. При этом взаимные упреки и обвинения давно выпирают острыми угламим за все морально-этические рамки, что не красит ни одну из сторон.
Фото с сайта http://www.almaty.freenet.kz