Ситуация улучшается, учителя опасаются

В последний день мая 135 работникам школы-интерната санаторного типа, что находится в селе Шалдай – в сотне километров от Павлодара, сообщили, что учреждение закрывается, меняет профиль. Количество так называемых тубвиражных детей в регионе с 2006 года сократилось в разы. Именно 10 лет назад и открылась эта специализированная школа в сосновом бору села Шалдай – в округе хвойный лес, чистый воздух. Теперь дети – а их сейчас меньше, чем раньше, – будут посещать такую же санаторную школу в Павлодаре. На месте шалдайского учебного заведения будет открыто лечебное – дом для психохроников.

Как рассказал “КАРАВАНУ” директор школы-интерната Николай БЕБЕЛЬ, он был расстроен, потому что его и подчиненных известили о закрытии школы накануне отпусков. Многие переживают, что помимо работы лишатся и служебного жилья.

– Реально только пяти сотрудникам предложена работа. Остальные сами отказываются (от предлагаемых вакансий. – Авт.).

– Вас трудоустроили?

– О себе не думаю, думаю о коллективе.

– За лето ведь можно все вопросы решить, тем более двойной оклад компенсируется?

– Не знаю. Возникает много вопросов, в том числе по техническим работникам. Можно ли за два месяца переоборудовать здание? Работы тут как минимум на полгода. Что будут делать наши техработники? А где разместить новых 30 медработников?

На брифинге руководители областных социальных ведомств сообщили, почему закрывается учреждение и как они помогут увольняемым сотрудникам. По словам главного медика региона Нурлана КАСИМОВА, за последние годы заболеваемость туберкулезом среди детей резко снизилась – с 60,7 до 6,3 случая на 100 тысяч населения.

– При проектной мощности учреждения на 200 мест в этом году его окончили всего 87 учащихся, из них только двое получали химическую профилактику, а остальные находились на оздоровлении, – сообщила руководитель регионального управления образования Бахыт БЕКСЕИТОВА.

Она добавила, что закрытие подобных учреждений – это не просто экономия средств, а реальный показатель улучшения состояния детского здоровья. Бексеитова привела несколько иной пример по ситуации с детскими домами. Их число сократилось с 19 до 14. Пять лет назад в краю было 808 сирот, сейчас 300 из них обрели новые семьи.

В санаторной школе обучаются дети не только переболевшие туберкулезом, а также с проявлениями болезни. При этом обучение одного ребенка обходится бюджету в 1,9 миллиона тенге, что в 2,5 раза дороже, чем в других подобных учебных заведениях. Поэтому родителям предложено перейти в школу в областном центре.

Нурлан Касимов подчеркнул, что если раньше ребенок, переболевший туберкулезом, обязан был переходить на обучение в специализированное заведение, то с 2007 года он может посещать обычную школу. На то есть приказ мин­здрава.

Другой примечательный момент: на 90 процентов уменьшилось число школьников, направляемых на химиопрофилактику из-за улучшения диагностики. В прежние годы лишь по замерам всем нам известной пробы Манту медики определяли потенциальную болезнь, а теперь диаскинтест дает точный результат.

Как же быть с увольняемыми из шалдайской школы-интерната? Техническим сотрудникам, а их 77, предложено перейти работать в новое учреждение, 58 педагогическим работникам предлагают новые места. Причем по всей области.

Чиновники обещают, что с каждым учителем будут вести индивидуальные беседы и выслушивать все пожелания о месте проживания и условиях по предоставлению жилья. Управление образования сообщает, что сегодня имеется 273 вакансии в других районах и в городах области. По данным Бексеитовой, 15 сотрудников шалдайской школы уже приняли предложение о новой работе.  

Потребность в открытии учреждения для психохроников возникла в связи с тем, что сегодня в очереди стоят 316 человек, нуждающихся в уходе в спецучреждениях, сообщил руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Балтабай КАПАСОВ.

Почему же их число выросло? Прежде они жили в среднем до 40 лет, а теперь продолжительность их жизни выросла до 60 лет.

Павлодар