В результате, поставки Роснефти в Китай могут быть сокращены на треть в период с мая 2008 по май 2009 года.
Директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток считает, что "учитывая с каким трудом был подписан контракт с Sinopec, новость о сокращении объемов поставок для Роснефти явно неприятная. Переговоры о поставках велись несколько месяцев, в результате соглашение было подписано в июне прошлого года. С августа Роснефть обязалась поставлять Sinopec 2,5 млн. тонн нефти в год. Теперь этот объем сократится почти до 1,65 млн. тонн в год".
"Камнем преткновения в вопросе с Sinopec стали транспортные тарифы, в результате которых итоговая стоимость российской нефти значительно увеличивалась и не устраивала китайскую компанию. После сложных переговоров Роснефти удалось договориться с РЖД, монгольскими и китайскими железнодорожниками о небольшом снижении транспортных тарифов. После чего, удалось убедить и Sinopec подписать соглашение. Однако китайской компании, судя по всему, предложили поставки по более выгодным условиям. В результате объемы поставок Роснефти могут быть значительно сокращены", - говорит Александр Шток.
Российская нефть для Sinopec обходится, действительно, очень дорого. Только по территории России перевозка тонны обходится в 53,5 доллара. Впрочем, учитывая особые договоренности Роснефти с РДЖ, тариф снижен до 49 долларов за тонну. Плюс стоимость транзита по территории Монголии - еще около 850 км. Далее нефть транспортируется на юг Китая в провинцию Гуандун на НПЗ Maoming, а это еще более 2000 км. Даже учитывая, что монгольские и китайские транзитные тарифы дешевле российских, итоговая стоимость перевозки получается очень высокой.
Откуда будет поставлять нефть и за счет чего может быть снижена стоимость нефти новым поставщиком Sinopec – трейдером J&S, не сообщается. Однако не исключено, что J&S также будет поставлять Sinopec российскую нефть. А уменьшения стоимости транзита J&S может добиться за счет трубопроводных поставок до границ Китая через казахстанский нефтепровод Атасу-Алашанькоу. До Атасу российская нефть может быть доставлена через трубопровод Омск-Чарджоу. Итоговое расстояние транспортировки благодаря новому маршруту увеличивается, однако за счет трубопроводных поставок, которые в разы дешевле железнодорожных, стоимость доставки нефти значительно уменьшается.
Ранее к маршруту Омск-Атасу-Алашанькоу присматривались ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР, рассчитывая расширить географию поставок. Кстати, ЛУКОЙЛ ранее уже работал с J&S, поставляя нефть в Польшу. Не исключено, что сотрудничество может быть возобновлено, но теперь уже для поставок в Китай.