Синдром ХУ: какие причины толкают казахстанцев на суицид

Хотите доказательств? Их есть у меня. Приглашаю на вечернее световое шоу. Окна министерств в Астане и акиматов в регионах горят чуть ли не до полуночи: принтеры выдают пачки бумаг, курьеры летают между этажами и регионами. А где результаты? Могут ли уставшие телом и умом рядовые чиновники выдать что-то полезное?

Много работы – больше рисков?

С месяц назад министр труда Тамара ДУЙСЕНОВА на вопрос мажилисвумен Ирины СМИРНОВОЙ, почему госслужащие сидят на работе сверх нормы, ответила, что допускается переработка. В день на 2 часа. В месяц – 12, в год 120 часов. Если больше – то только по письменному согласию клерка. Ну да! Ежу понятно, что никто его (не ежа!) мнением не интересуется. И, конечно, ни о какой оплате сверхурочного труда речи быть не может. Я тоже, как Ленин, пахал по субботам, когда работал в канцелярии премьер-министра. Пару раз даже в воскресенье.

По мнению экспертов, все эти переработки и стрессовые ситуации и доводят чиновников до депрессии – люди же семью почти не видят, воспитанием детей не занимаются, про отдых забыли.

Как считает британский психотерапевт Линда О’ШИ, все ошибки, просчеты и ляпы в мировой политике и экономике напрямую связаны с переутомлением исполнителей среднего звена. А также с таким страшным недугом, как синдром хронической усталости (СХУ), который начали определять лет 20–25 назад. Именно из-за него перетрудившиеся клерки чаще всего кончают жизнь самоубийством. Боязнь допустить ошибку, страх не понравиться начальству и потерять работу довели за последние пять лет до смерти более 310 тысяч потомков самураев. Как госслужба доводит столичных чиновников до одиночества

– Я бы не стал связывать напрямую производительность труда и этот синдром, – говорит алматинский эксперт Сергей ФИЛИН. – Происхождение СХУ толком не изучено. Есть симптоматика. Но она неполная и не ясна до конца.

Справка “КАРАВАНА”

Точные причины, приводящие к стрессам и СХУ, до сих пор не установлены. Пока выявили несколько факторов риска: хронические заболевания, которые нарушают работу иммунной, нервной, сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем; психологические расстройства (в том числе негативная эмоциональная среда в коллективе), ведущие к переутомлению; неправильный образ жизни (недосыпание, нерациональный распорядок дня, умственное и физическое перенапряжение); нарушение питания или некачественные продукты; вредные привычки; неблагоприятная экологическая обстановка; инфекции и вирусы.

Почему не работает формула “3 С”

– Сергей Александрович, а как же японцы, которые чемпионы мира по суицидам на почве СХУ?

– Да это нормальная реакция сильно уставшего человека. Стресс!

– А у нас водку пить начинают…

– Японцы тоже сильно пьют. Те еще алкаши. Да, там саке – 20 с чем-то градусов. Так вопрос же в дозе выпитого! Методов борьбы со стрессом очень много. Формулу “трех С” никто не отменял: спорт, спирт, секс. Ну и медитация, которая требует определенных навыков и подготовки. Спиртное – наиболее доступный вариант. “Долбанул” – и все проблемы уже кажутся решенными. Медитации еще нужно научиться. Секс во время депрессии? Ну не знаю. Спорт сейчас не всем доступен. Хотя молодежь пытается заниматься…

Лет 6–7 назад британские ученые нашли способ побороть синдромы СХУ – спорт! Потому что “физические нагрузки снижают негативное влияние на мозг и способны преодолеть страх перед болезнью, который мешает сосредоточиться на работе”. Автор исследования профессор Пол МАКРОУН предложил национальной службе здравоохранения инвестировать в эту программу бюджетные средства. Королевская казна сказала: “Нет!”.

– Сергей Александрович, вот взять наши госорганы. Пока начальник не уйдет – подчиненные сидят на своих рабочих местах.

– Не только в госорганах. В частных компаниях тоже. Лет 10 назад меня попросили в одном большом банке провести тренинг по тайм-менеджменту. Спрашиваю: зачем? Отвечают: многие сотрудники сидят допоздна. Значит, не успевают? Поговорил с девочками. Спрашиваю: зачем сидите? А они: потому что начальник на месте. Это политическая игра… Там хоть тысячу тренингов проведи – так и будут сидеть. И при Сталине так было, и после него. Самое страшное другое: уставший человек не может принимать эффективные, рациональные решения. Он не может генерировать что-то новое. Только тащить что-то из своего или чужого опыта. А ситуация, жизнь – они меняются. Нужны новые решения, подходы, новые критерии.

– Может, именно поэтому так неудачно прописаны разные госпрограммы?

– Мне сложно судить. Тут я не эксперт. Но если так, то они явно сделаны не на “свежую голову”. Бывал я в наших министерствах, хотя редко меня туда заносит. Но видел: народ сидит уставший, переутомленный – думать не может.

– Ну и какой тут спорт или секс?

– Да никакого! Один спирт остается. А человек зверски устал. Да, спорт может приносить не только пользу, но и ухудшать состояние организма. Есть стресс по гипертоническому типу и есть по гипотоническому. Первый – когда человек чувствует напряжение, он нервный и раздраженный. А если еще на это накладываются физические нагрузки, то спорт может привести к срыву компенсации организма. Тут требуются релаксация, отпуск, хорошая баня. Но не финская, а восточная – с массажами… Если же гипотонический стресс – тогда нужны физические нагрузки. И все это накладывается на переутомленный организм, адаптационные возможности которого ослабляются. Это комплексное воздействие. После чего начинается процесс, который назвали “профессиональным выгоранием”.

– Рутинная работа?

– Она не оставляет места для эмоций. Если у человека отсутствует творческий компонент, то лет через 5–7 наступает “профессиональное выгорание”, и эмоциональное восприятие ее в принципе. Что для казахстанских агашек важнее: спорт или токалки?

Устал – отдохни!

– Не зря, наверное, британские ученые заявили, что человеку раз в 5–7 лет нужно менять место работы: новая среда, новые задачи, новые впечатления, которые способствуют пробуждению адаптационных ресурсов организма. И опять “баки” полны “бензином”.

– В иностранных компаниях есть планы ротации штата. Я говорю о кадровом менеджменте. Рядовых рабочих это не касается. А у нас люди иногда десятилетиями сидят на одной должности. Я как-то встречался с новосибирскими психологами. Они мне сказали, что депрессивное состояние связано с законами выживания – типа продолжения рода. В том смысле, если “кровь” не обновляется – начинается вырождение. Если человек долго находится в одной социальной группе, в одной среде, то организм подает сигналы: смени группу, смени обстановку! Это нормальные инстинктивные защитные действия организма на депрессию. Если им сопротивляться – наступает синдром ХУ. Неочевидный и нечеткий – да. Но причины понятны.

– Сергей Александрович, и как все это регулировать? Биологи из Стэндфордского университета считают, болезнь развивается в результате своеобразного заклинивания нервной системы в режиме постоянного “чрезвычайного положения”.

– Каждый человек должен решать сам. Следить за своим психическим и физическим состоянием.

– Возможно, чиновникам нужна поддержка психологов?

– У нас мало профессиональных психологов. В некоторых ситуациях, возможно, нужны даже психотерапевты. Иногда на пограничное состояние человека – если это уже заболевание, нужен медицинский диагноз, а не психологический. В Америке чуть что – гражданин бежит к личному психоаналитику. Это у них в подкорке прописано. Это норма. Как душа лечит тело

– А наш – за бутылкой?

– Ну, как пятница – так и погнали. Это один вариант снятия стресса. И не самый полезный. А теперь другой возможный сценарий процесса – в Казахстане растет религиозность населения. Прежде всего среди мусульман. Для них алкоголь не является механизмом снятия стресса.

– И как им его снимать?

– Те, у кого гипертонический, то есть раздражение, станут снимать его агрессией. Прежде всего в семье. А потом? По этой теме – уже не ко мне…

Количество неврозов на почве трудовой усталости и СХУ, как утверждают психологи, будет расти. Суициды – тоже. Влияния разные: социальные, финансовые, политические, экономические и культурные. Американские и австралийские психологи утверждают: “синдром хронической усталости – это вирус”. Здорово! А как он передается? Воздушно-капельным, половым или каким-то особо изобретательным путем? Нет ответа.

С неделю назад министерства юстиции, иностранных дел, энергетики, сельского хозяйства, обороны, труда, аэрокосмической промышленности, по инвестициям, по делам религий заявили, что отключают компьютеры своих работников после 18.00. Идите домой, пахари!

Кстати. Еще один эксперт, запретивший упоминать его имя, сказал, что “усталость, рутина и конфликты с руководством провоцируют людей на взятки”.

Алматы