Их всегда было трое. Мэтью Беллами (вокал, гитара, клавиши), Крис Уолстенхолм (бас-гитара, бэк-вокал), Доминик Ховард (ударные). Но чтобы воплотить все масштабные задумки фронтмена Беллами, на концертах им нередко приходилось обращаться к помощи приглашенных музыкантов. В частности, Мэту всегда не давало покоя творчество легендарных Queen, которые вышли далеко за пределы просто рок-музыки. Тяга к укрупненным формам наконец проявилась на последнем альбоме The Resistance, где находится место партиям симфонического оркестра и прочему многоголосию. Беллами даже обмолвился, что, мол, треки с этой пластинки впору проигрывать на классическом радио. Но обо всем по порядку.
В мае прошлого года Muse стали говорить о том, что пишут альбом, где будут звучать электронно-танцевальные треки и симфоническая музыка. Но даже музыканты тогда сами до конца не понимали, что получится в итоге. Получилось очень мощно и убедительно практически по всем статьям. На альбоме The Resistance есть и ударные рок-боевики, и изощренные фортепианные соло, и мощное оркестровое тутти. Причем оркестр используется не для поигрывания красками на заднем фоне, а вполне осмысленно вплавлен в аранжировку многих композиций.
Обещая электронный альбом, Muse, определенно, загнули. Синтезаторные тембры регулярно появляются на вещах с пластинки, но, по сути, рок-мышление не покидает эту троицу. Так, открывает пластинку в полном смысле стадионная кричалка Uprising. На ней вместе с Беллами скандирует и хлопает в ладоши куча народа. Третий номер пластинки Undisclosed Desires – пожалуй, самый вводящий в заблуждение трек, напоминающий отпетые хиты разномастных поп-роковых коллективов. И если при прослушивании его и других вещей у вас будет появляться ощущение, что вы где-то уже это слышали, не удивляйтесь. Чувства вас не обманывают. Аллюзий, заимствований на The Resistance хоть отбавляй.
Особенно в этом деле преуспел следующий трек. Не знаю, слышал ли Мэтью Беллами об идеях евразийства нашего главы, но одной из самых заметных композиций на диске является сдвоенная вещь United States of Eurasia/Collateral Damage – “Соединенные Штаты Евразии/Косвенный ущерб”. Только глухой не услышит тут знаменитую “Богемскую рапсодию” и другие фирменные фишки от Queen. Мало того, второй частью этой песни стало изложение одного из ноктюрнов Фредерика Шопена. Партия фортепиано – собственной персоной креативный фронтмен Muse.
Взбодрив публику еще парочкой без сомнений ударных номеров типа Unnatural Selection и MK Ultra, под занавес пластинки коллектив окончательно приходит к академизму. I Belong to You/Mon Cœur S’ouvre à ta Voix – еще один образец скрещения жанров. Этакий классикал-кроссовер, где в заключение звучат фрагмент из оперы Сен-Санса “Самсон и Далила” и проигрыш на кларнете.
Окончательно добивает слушателя трехчастный номер Exogenesis, который автор скромно называет симфонией. Понятно, что это вовсе не симфония, хотя бы потому, что там три, а не четыре части. По сути, это песня с расширенными инструментальными партиями, солирующим роялем и полноценным симфоническим оркестром. Кто-то при ее прослушивании вспомнит добрым словом Radiohead, кто-то – поздних композиторов-романтиков. И все будут правы.
Артем КРЫЛОВ