Промелькнувшее недавно сообщение в зарубежном СМИ о том, что (якобы) военное ведомство США специально заказало - для РК вертолет "Хью-Кобра" (один, может, два), на европейском заводе (непонятно, - что это такое - подарок, или бартерный товар, предположительно - в обмен на что-то, или просто - газетная "утка"?), осталось в памяти у многих читателей, особенно тех, кто прослужил в ВВС.
Очень важный аспект: в истории войны во Вьетнаме есть моменты, на какие следовало бы обратить внимание всем тем специалистам, кто занят (в той или иной степени и сфере) проблемами отечественной обороны.
Та война - как учебник для стратегов, - военная наука ведь тоже требует серьезного изучения.
Во Вьетнаме погибли тысячи молодых летчиков. Почему?
По причине слабой военной подготовки. Из-за низкого уровня, - малого "налета часов" - катастрофы неизбежны. Таков закон авиации.
Будучи Министром обороны РФ, С. Иванов дюже хвалил вертолеты "Ансат" Казанского вертолетного завода.
А чуть позже стало известно, что в РК, вероятно, будут поступать эти самые "Ансаты". Что это за "добро"?
Конечно, Казахстану нужна новая техника, современная, отвечающая самым высоким техническим требованиям, способная летать надежно, безупречно, - всем нужен качественный товар.
Силы Воздушной Обороны РК должны быть оснащены самым достойным образом. Но нужны ли нам американские "Кобры" и т.д. В действительности отвечает ли эта техника требованиям наших географических широт, а главное - высот?
Сможет ли эта машина безопасно висеть высоко (с нашими высотами над уровнем моря), - это интересует всех, об этом спорят, представьте себе, даже продвинутые, начитанные школьники.
Что кажется странным: еще никто из военных авиаторов даже не заикнулся о важной перспективе военной (и гражданской авиации), - создании летного училища вертолетчиков, для чего понадобится закупать учебные машины, вертолеты и малого, и среднего, и тяжелого классов.
Несерьезно выглядит, что в такой огромной стране, где горы и пустыни, леса и равнины, где очень важна роль авиации, почему-то только одно летное училище, и то - в основном, с устаревающим техническим оборудованием советских времен.
Так, может, "Ансат" пригодится и для курсантов еще не созданного училища?
Ведь сегодня назревает вопрос о дефиците летных кадров.
Только несведущие, некомпетентные люди не понимают серьезности положения.
Действующие летчики постепенно уходят: кто на пенсию, кто - из жизни. Пока в строю или рядом с ним те, кто обладает колоссальным опытом и готов учить молодежь. Но где учить, на чем летать, кто будет все это организовывать, когда, и - с кем?
Депутаты пока об этом не задумывались, не ставили вопрос, не голосовали. А зря! Очень важно, что учить летать должны именно профессиональные летчики, с громадным налетом часов, и военные, и гражданские асы. Асы в РК пока есть!
Что это такое - "Хью-Кобра"?
Впрочем, многие любители боевиков практически в каждом фильме о войне во Вьетнаме могли видеть этот знаменитый ударный вертолет США "Хью-Кобра" ("AH-1" - "Huey Cobra").
Итак, данные - о вертолетах, например, страны Пакистан: "Основу армейской авиации Пакистана составляют боевые вертолеты "AH-1" ("Кобра"), однако, десантно-транспортные задачи выполняют закупленные у России вертолеты "Ми-8", "Ми-17".
Почему автор выбрала для сравнения именно Пакистан, надеюсь, понятно, - это высокогорная страна, как и Казахстан. Горы - это особый, разряженный воздух, другое атмосферное давление.
Увы, не каждый авиационный двигатель способен работать в столь опасных условиях. Возможно, в равнинной части "AH-1" способен летать безопасно, возможно, он именно там (и только там) и надежен.
Так или иначе, но генералы Пакистана давно покупают именно дорогие "Ми-8", "Ми-17", видимо, на то есть причины. Ведь не случайно же, в переводе с местных языков, некоторые вершины (причем - во всем мире) так и называются: "Дом Бога", "Крыша Бога", "Врата в небо", и т.п.
Только несведущий не понимает существенной разницы между небом и землей.
И, если нашим славным, вооруженным силам РК планируют сделать от НАТО "подарок", то мы просто обязаны знать, чтобы хотя бы оценить правильно, по достоинству, что это за "сюрприз", и как он себя зарекомендовал за рубежом.
И не тот ли это случай, когда старенькое платьишко, но - с новыми пуговками дарят младшенькой сестренке.
Страницы истории "Кобры"
"AH-1" - "Huey Cobra" - ударный вертолет. Разработчик - "Bell Helicopter" (США). Этот вертолет стоит давно на вооружении у государств: США, Япония, Турция, Иран, Бахрейн, Иордания, Пакистан, Корея, Тайвань, Таиланд.
"Хью-Кобра" известен уже более 40 лет, это - первый в мире вертолет, созданный специально для огневой поддержки сухопутных войск и эскортирования транспортных вертолетов.
Инженеры фирмы "Белл" давно уже работали над конструированием вооруженного вертолета. Еще в 1950-х годах на вертолет "ОН-13" (это военная модификация вертолета "Белл-47") была установлена "базука".
Планировалось в ходе огневых испытаний произвести три выстрела по наземной цели. Первый же выстрел удачно поразил мишень. Военным была продемонстрирована способность вертолета бороться с живой силой и техникой противника на поле боя.
Однако, по разным причинам испытания далее не были продолжены. Но вертолет "OH-13" широко применялся во время войны в Корее в целях спасения сбитых летчиков, за что и получил свое прозвище "Ангел спасения (милосердия)".
Столь эффективное использование вертолетов в Корее породило настоящий ажиотаж. Вертолеты стали цениться.
Количество закупаемых вертолетов (заказов) с этого момента резко возросло, - для транспортировки солдат и грузов, для поисково-спасательных операций и эвакуации раненых (терпящих бедствие).
Модель "OH -13" оказалась удачной, пройдя "боевое крещение" в Корее, и конструкторы, опираясь на надежную "модель 47", на фирме "Белл" разработали вертолет "UH -1", - знаменитый "Хью", которому было суждено стать "отцом" первого вертолета-штурмовика.
Итак, 7 сентября 1965 года компания "Белл" осуществила первый полет первого в мире "опытного" специализированного боевого вертолета "модель 209", что был разработан на основе многоцелевого вертолета "Белл 204".
"Модель 209" имела сильно зауженный фюзеляж, крыло и новый тип кабины - с тандемным расположением членов экипажа.
В 1966 г. исходный вариант боевого вертолета "AH-1G" - "Хью-Кобра" был запущен в производство.
За первые четыре года фирма "Белл" поставила свыше 1000 вертолетов. Это был грандиозный успех! "AH-1G" использовались в войне во Вьетнаме. Тогда "Кобру" с нетерпением ждали американские военные, столкнувшиеся с отчаянным сопротивлением вьетнамских аборигенов.
Командующий американскими войсками в Юго-Восточной Азии генерал Уэстморленд торопил прибытие первых боевых вертолетов в действующую армию. Экспериментальное подразделение под командованием полковника Пола Андерсона было переброшено военно-транспортными самолетами "С-123" во Вьетнам на авиабазу Бьен Хоа неподалеку от Сайгона в августе 1967 года (то есть ровно через 2 года после первого полета вертолета).
В исторических справочниках США можно найти черно-белые снимки. Впервые "Кобра" поднялась в небо Вьетнама 31 августа 1967 года. Генерал-майор Джордж Сенефф, командир 1-й бригады армейской авиации, лично облетал вертолет в "боевых условиях", совершив полет в качестве "стрелка", спустя несколько дней после прибытия "Кобр" в гущу военных событий.
Таким образом, генерал Сенефф лично сам уничтожил сампан с четырьмя вьетнамцами. Первый же официальный боевой вылет состоялся 8 октября, - тогда две "Хью Кобры" строевого подразделения, первым получившего на вооружение боевые вертолеты - плутонга 334-й авиационной роты, сопровождали 10 вертолетов "UH-1" из 118 авиационной роты с десантом.
"Плейбои" атакуют - и гибнут!
По старой традиции американских летчиков этот самый плутонг также получил собственное прозвище - "Плейбой", и фюзеляжи "Кобр" по этой причине были разрисованы белыми кроликами (символ журнала).
Невинные же только с виду "Плейбои-кролики" уже за первую неделю боевых действий уничтожили 4 (четыре) вьетконговских бункера и потопили 14 сампанов. Однако, настоящее признание пришло к "Кобрам" в период новогоднего наступления отрядов Вьет-Конга на американские авиабазы в 1968 году. Ведь тогда ВПП (взлетно-посадочные полосы) были выведены из строя, и самолеты США взлетать не могли, в то время, как вертолетам было вполне достаточно и небольших площадок.
"Кобры" совершали по нескольку боевых вылетов за сутки, заходя в атаку над головами обороняющихся "джи-ай". Вот тогда и появился термин "воздушная артиллерия", в дальнейшем по отношению к вертолетам "AH-1G" он применялся все чаще.
В это же самое время в США на авиабазе Хантер была сформирована учебно-тренировочная часть, где также дислоцировались 29 боевых вертолетов.
Надо сказать, что эти курсанты тогда отправлялись воевать во Вьетнам, имея слабый налет часов, чаще - всего-то 19 часов.
В декабре 1967 года выпуск достиг 50 человек в месяц, так как война на Юго-Востоке Азии (Вьетнаме) требовала все больше и больше военных "специалистов", летчиков и стрелков, причем - срочно!
Надо сказать, что, даже имея и более солидный налет часов, молодые летчики еще просто не успевали обвыкнуться с "Коброй", новая машина требовала к себе серьезного внимания, кроме того, нужно было и "постичь" некоторые секреты боевого искусства, и - тонкости боевого применения.
Поэтому, увы, многим юным американским летчикам попросту была уготована роль пушечного мяса.
Итак, по данным военных историков, ЗА те 11 ЛЕТ ВОЙНЫ ВО ВЬЕТНАМЕ (в Юго-Восточной Азии) ПОГИБЛИ 2190 ПИЛОТОВ ВЕРТОЛЕТОВ, то есть, фактически, - каждый 10-й летчик не вернулся домой (вообще, по официальным данным, США ввели во Вьетнам 385 000 американских солдат, за 8 лет войны, с с 1965 года - по 1973 год, потери американцев составили 60 000 человек, более значительные потери армии коммунистического Вьетнама - 1,1 млн. человек убитыми, около 600 000 ранеными).
К этой "вьетнамской главе" истории в США сегодня относятся все по-разному, кто-то даже считает, что они с честью защищали свободу (!), выполняли (даже) так называемый интернациональный долг (!).
Все чаще слышно, как в США заботятся о своих солдатах, но, простите, о какой заботе речь, если совсем еще молодые, здоровые ребята, имея всего-то 19 часов налета, шли в бой, почти как "сталинские желторотые" "соколята" в 1941 году, и - мало кому повезло!
Так, например, по архивным данным российских военных историков, маршал авиации Ефимов в свое время пришел в боевую часть осенью 1942 (даже не 1941) совсем юным лейтенантом, имея после летного училища всего-то 10 (десять часов) налета (!) на "Ил-2".
Вообще-то следует сказать, что американская летная школа имеет хороший уровень, просто тогда, возможно, делами "заправлял" не особенно компетентный человек, а может, и не летчик вообще (такое иногда случается). Или ситуация требовала срочного пополнения летающих бойцов.
Может, рассчитывали очень быстро (и без потерь) победить, и поскорее закончить эту (ту) историю. Теперь это останется тайной и для большинства самих американцев.
Таким образом, во Вьетнаме было сбито очень много "Плейбоев-кроликов"! Автор акцентирует внимание читателей на том, что приводит к банальным авиационным катастрофам, и это равно актуально и в ГА, и в ВВС.
Мода на модернизацию
Модификация же модели - "AH-1J" - "Си Кобра" стала первым вертолетом в семействе "AH -1" с двумя двигателями ГТД. А далее, - вариант "AH-1Q", вооруженный ракетами "Тоу", рассматривался уже как промежуточный противотанковый вертолет.
Первым серийным противотанковым вертолетом стал " AH-1S", с двумя двигателями ГДТ, ракетами "Тоу", и целым рядом других доработок.
Позднее значительное количество вертолетов "AH-1Q" было переоборудовано в вариант "AH-1S", а затем на их базе был создан уже вертолет "AH-1S", отличавшийся кабиной с плоскими панелями остекления (новинка), другими изменениями в конструкции.
Позднее, в 1977 году, было решено все вертолеты "Хью-Кобра", остававшиеся еще на вооружении американских вооруженных сил, постепенно модернизировать до единого варианта "AH-1F".
Получившая же лицензию на производство вертолетов "AH-1S" для сил самообороны Японии известная фирма "Фуджи" стала выпускать их в варианте "AH-1F". Морская пехота США постепенно переходила с вертолета "AH-1J" "Си Кобра" - на вариант "AH-1T", вооруженный ПТУР "Тоу".
А в 2001 году основным вертолетом морпехов стал "AH-1W" - "Супер-Кобра", оснащенный куда более эффективными ПТУР "Хеллфайр".
Однако более свежие варианты - по модернизации вертолетов "AH-1W" - в вариант "AH-1Z", - установка четырехлопастных несущих винтов, новых ГДТ, применение новых систем, что должно позволить продлить срок службы вертолетов и в XXI веке.
Судя по фильмам, в которых эти вертолеты "снимались", грохот от рева их двигателей не вписывается в экологические стандарты, - устрашающие звуки, которые, в принципе, способны оказывать даже психологическое давление на противника (условного или настоящего).
Записи звуков работающей "Кобры" - будут хороши для специального "отпугивания" воробьев с полей подсолнуха. В народном хозяйстве может сгодиться и такая "гремучая мелочь" - звук, при умном подходе.
Мнение двух полковников
Автор знакома с двумя полковниками, летавшими на "Хью-Кобрах", - во время "демонстрационных показательных рекламных акций", в недавнем прошлом. Ни один из летчиков не изъявил желание быть упомянутым в материале, но оба были единого мнения о том, что "Ми-8" - самая лучшая вещь своего класса, - по той простой причине, что ничего лучше, чем машина "Ми-8", и его дальнейшие модификации ("Ми-17" и т.д.) - пока не создано в мире!
Элементарный "АНСАТ" - из Казани
История вертолета "Ансат" уже насчитывает немало лет. В далеком 1993 году на Казанском вертолетном заводе было создано конструкторское бюро, целью которого было - разработка многоцелевого вертолета "АНСАТ", что в переводе с татарского "простой", "элементарный", "несложный".
Незадолго до этого целый список авиакомпаний был опрошен для определения требований к таким вертолетам. Обзор показал, что необходимы, будут востребованы - вертолеты с максимальным взлетным весом 3 тонны. Было принято решение начать разработку вертолета с максимальным взлетным весом 3,3 тонны, который бы отвечал авиационным требованиям ФАР-29.
В феврале 1997 года ОАО Казанский вертолетный завод получил право - официальный сертификат от Авиационного регистра МАК, позволяющий производить разработку таких вертолетов.
Однако работы в этом направлении начались уже в 1994 году. Как известно, новый вертолет оснащен двумя двигателями производства Канада (а канадские двигатели очень ценятся) - "Prite & Witney Canada", остальные комплектующие производятся в Казани.
Максимальная взлетная масса вертолета - 3,3 тонны, максимальная скорость - 280 км/час, крейсерская скорость - 250 км/час, максимальная продолжительность полета - 3,3 часа.
Взлетная мощность двух двигателей - по 630 л.с. (лошадиных сил) на каждый, что и позволяет работать с практическим потолком до 6000 (!) метров, а также с максимальной дальностью 635 километров.
О ценах (уже давно) было заявлено следующее: зарубежным заказчикам вертолет "Ансат" будет предлагаться по цене 1,7 млн.-1,8 млн. долларов, российским - 1,5 млн. долларов, что примерно в два раза ниже, чем аналогичные западные машины. Длина кабины - 3,5 метров, ширина - 1,68 метров, высота - 1,3 метра, вместимость 9 + 1 член экипажа.
Транспортно-пассажирская модификация вертолета "Ансат" предназначена для выполнения широкого круга задач:
- перевозка грузов и пассажиров, в том числе в отдаленные, труднодоступные населенные пункты;
- использование в качестве воздушного такси в городе (!) и между населенными пунктами;
- доставка вахтенных рабочих на морские буровые установки и т.д.;
- использование вертолета для корпоративных перевозок и авиации общего назначения.
В транспортно-пассажирском варианте "Ансат" способен перевозить до 10 пассажиров или груза 1000 кг - в кабине, 1200 кг - на внешней подвеске. Надо сказать, что "Ансат" располагает самой вместительной кабиной в своем классе грузопассажирской кабиной - 6,7 м3.
Кроме того, в соответствии с нормами современных требований по авиационной безопасности все пассажиры в кабине размещаются лицом вперед.
"Ансат" в поисково-спасательном варианте обеспечивает оперативную, своевременную доставку специалистов спецслужб и оборудования к месту ЧС (чрезвычайных происшествий) и аварий для оказания экстренной помощи, для эвакуации раненых и пострадавших, а также осуществляет срочную доставку медикаментов (и т.д.), срочную транспортировку спецподразделений МЧС.
Что рационально: "Ансат" может быть оборудован как машина скорой помощи. Однако, учитывая то обстоятельство, что военная техника может и не иметь специального сертификата, но после долгих испытаний допускаться к эксплуатации в Армии, а гражданская техника (в том числе авиационная) все же должна быть сертифицирована, хочется надеяться, что вертолет "Ансат" имеет необходимый сертификат.
С другой стороны, нам пока неизвестно ничего о том, где и кем в России "Ансат" уже эксплуатируется, - в качестве "облетываемого" воздушного судна. В любом случае, как и принято вообще в авиации, вертолеты и самолеты не сразу, а постепенно "доводятся до ума", мелочь за мелочью, деталь за деталью. Техника совершенствуется в совместном творческом труде конструкторов и летчиков-испытателей.
Сразу "первым блином" ни одна вещь идеальной не получается. Автор не случайно провела аналитический экскурс по страницам истории "Хью-Кобры", которая не сразу, а постепенно доводилась до определенного уровня совершенства, хотя даже сегодня идеальной эту машину никак не назовешь. Варианты самого популярного в мире вертолета "Ми-8" также "шлифовались" и совершенствовались, постепенно модернизировались.
В принципе, будь в Казахстане отличный летно-испытательный центр, какой, например, есть в Ахтубе, в России, казахстанские авиаторы могли бы закупить опытные образцы "Ансат" и "доводить" их до высшей степени качества, на что также понадобилось бы и время, и деньги. Наверное, тогда это был бы уже (предположительно) вариант "Ансат-8". Но летного центра такого уровня у нас нет, поэтому "Ансат", по-видимому, будут все же "облетывать" и "дорабатывать" в РФ.
Что, с учетом географических особенностей наших громадных гор, следовало бы делать и в условиях высокогорья, - прежде, чем организовывать большой "закуп" техники для РК.
Впрочем, ошибка может произойти в любом случае, хотя бы потому, что, по мнению известного мыслителя, "не ошибается тот, кто ничего не делает".
Но хотелось бы верить, что вертолет "Ансат" будет полезной и ценной техникой, в том числе - (в дальнейшем) и для обучения неопытных, юных курсантов в РК.
Фото с сайта http://www.rusarmy.com