В нашей округе – ЧП. Впервые за последние годы заорала автомобильная сигнализация. Никто “Пежо” приезжего француза не взламывал: просто что-то там замкнуло. А сам он в это время изучал достопримечательности.
Минут через десять прибыли полицейские, пожарные, затем эвакуатор... Тишина восстановилась, а виновника ее нарушения, судя по всему, могут ждать неприятности. Ибо посягательство на нервную систему бюргеров и фрау чревато наказанием почти всегда.
В древнем приграничном Фленсбурге, к примеру, не так давно рассматривалось поучительное дело. Художник подал в суд на музыканта. Который осмеливался играть на скрипке даже в священное для немецких обывателей время – с 13 до 15 часов!
За испорченный полуденный сон и пропавшее якобы вдохновение живописец требовал пять тысяч евро компенсации. Но в этом случае обошлось без репрессий. Милосердная местная Фемида вынесла вердикт, согласно которому “...наложить правовой запрет на занятия музыкой в многоквартирных домах невозможно, поскольку это затрагивает гарантированное Конституцией право на свободное творческое выражение личности”.
Правда, подобная льгота распространяется лишь “...на профессиональных музыкантов или учителей музыки, дающих уроки”. И только в том случае, если “эти занятия являются единственным или основным источником дохода”.
В других же ситуациях сдатчик квартиры может даже не разрешить нанимателю устанавливать в квартире стиральную машину. Есть, мол, специально оборудованный подвал, шумите, пожалуйста, там. Но в строго отведенное время.
Так называемый “хаусорднунг” на сакраментальный для казахстанских просторов вопрос: “Шуметь, братцы, или не шуметь?” – отвечает с бесстрастной немецкой пунктуальностью и четкостью: “Шуметь только тогда, когда другие не отдыхают!”.
После одного такого прецедентного судебного решения по всей ФРГ распространился запрет на долгие и шумные торжества, организуемые чаще, чем один раз в месяц.
В Кёльне даже был зарегистрирован случай насильственного выселения одного хлебосольного иммигранта из бывшего СССР. Он опрометчиво пренебрегал просьбами соседей прекратить исполнение романса “Гори, гори, моя звезда” в два часа ночи.
Контроль над звуками, раздражающими слух и возбуждающими нервы, в этой стране кромешной регламентации настолько глубоко укоренился, что даже лай собачонки в позднее время может послужить поводом для вызова полиции. И та незамедлительно приедет. Для того чтобы устранить источник шума.
Так что тишина и покой в большинстве немецких жилищ царствуют практически круглые сутки. Собкор “Каравана” сменил немало квартир. И только в одной из них частенько доносился сверху топот ребячьих ног. После чего, правда, неизменно появлялся с виноватой улыбкой отец шалопаев. Как оказалось, и на этот бытовой случай в немецком прецедентном праве имеется свой документ. Один из приговоров Баварского верховного суда на полном серьезе разъясняет:
– С плачем и криком младенцев соседи должны мириться в любом случае. Однако прыжки детей более старшего возраста над головами проживающих внизу людей подлежат категоричному запрету.
На наш взгляд – издевательство над личностью. Однако оттого, возможно, даже в центре промышленного мегаполиса можно наслаждаться пением соловья и слышать шелест листвы.