Шукеев мгновенно решил проблему зерновиков за Мырзахметова

Пока страна готовится к Новому году, крестьяне подсчитывают убытки. Все дело в том, что большая часть осеннего урожая до сих пор лежит на складах фермеров. Причин несколько. Первая и основная – дешевая и полулегальная пшеница, которая заходит к нам в страну из России. Год там выдался урожайный, поэтому стоимость российского зерна сложилась не особо высокой. Так еще и, благодаря открытым границам, некоторые партии завозятся в Казахстан как якобы местные и не облагаются налогами. Вторая причина – нехватка зерновозов.

К этому за многие годы фермеры уже привыкли: когда в России случается урожай, российские вагоны временно перестают работать с казахстанскими зернопроизводителями.

Но в этом году свои коррективы внес третий фактор: “Продкорпорация”, которая всегда служила для крестьян и трейдеров ценовым ориентиром, сначала заявила, что будет закупать пшеницу по 42 тысячи тенге за тонну, потом снизила цену до 39 тысяч, а в итоге и вовсе остановила закуп.

– Все это привело к сокращению спроса и падению цен на внутреннем зерновом рынке. Вследствие вышеуказанных факторов фермеры не могут реализовать собранный урожай по достойной цене и покрыть обязательства перед финансовыми институтами, – как можно более корректно резюмировал вице-министр сельского хозяйства РК Кайрат АЙТУГАНОВ.

Как потом по-простому описал ситуацию председатель Союза фермеров Казахстана Ауезхан ДАРИНОВ, многие крестьяне до сих пор не заплатили людям за уборочную, не купили запчасти для техники, не провели снегозадержания, и вообще – фактически на грани банкротства.

По данным Союза фермеров, за осенние месяцы продано около 20 процентов урожая, да и то только от большой фермерской нужды. Потому что существующая на свободном рынке цена в 35–38 тысяч тенге за тонну в лучшем случае покрывает себестоимость производства этой тонны пшеницы.

– Конечно, положительное решение нашего вопроса связано с приходом Шукеева. Я еще Мырзахметову говорил: “Давайте что-то делать, ситуация сложная!”. А он этот вопрос не обострял. Не знаю, то ли это характер у него такой нерешительный, то ли боялся кого… А Шукеев пришел и на следующий день после своего назначения меня к себе вызвал. “Ты чего, опять популизмом каким-то занимаешься?” – спрашивает. Я ему говорю: “Какой популизм, вы что! Посмотрите сами!” – вспоминает о том, как добивался зерновых интервенций Ауезхан Даринов.

При этом, как признался нам сам председатель Союза фермеров, министры экономического блока были категорически против выделения почти 100 миллиардов тенге на закуп зерна.

Так, вице-премьер РК Ерболат ДОСАЕВ публично заявлял, что эти деньги было бы выгоднее пустить на строительство двух заводов по глубокой переработке зерна. Это было бы системным решением проблемы профицита пшеницы. Но, как справедливо заметил главный крестьянин страны, пока эти заводы будут строиться, фермеры несколько раз успеют обанкротиться. Были, конечно, предложения оценить адекватность заявленной цены, определиться с объемами, но это снова потребовало бы времени. Которого уже и так нет.

– Мы источники определили, цена сегодня объявляется в 42 тысячи, остается провести закуп – это большая работа, и она должна быть проведена быстро и прозрачно. В этой связи акимам областей необходимо создать специальные штабы по закупу, необходимо туда привлекать и представителей общественности, “Атамекена”, Союза фермеров, которые должны смотреть за тем, чтобы деньги на самом деле дошли до адресатов, а не ушли на закуп российской пшеницы или, еще хуже, не попали в одни руки. Поэтому соответствующий вопрос – в ручном режиме весь закуп надо в ближайшее время осуществить, – распорядился премьер-министр РК Бахытжан САГИНТАЕВ.

Таким образом реальные деньги фермеры увидят вскоре после Нового года. Впрочем, суть объявленного закупа не только в самом закупе.

Цена “Продкорпорации” – это бенчмаркинг, на который ориентируются и трейдеры, и крестьяне. Так что вполне можно ждать, что совсем скоро вырастет цена и на коммерческом рынке зерна.

Тем более что мировая стоимость пшеницы тому способствует: из порта Новороссийск зерно торгуется почти по 200 долларов, в то время как стоимость доставки тонны из Казахстана до порта обходится примерно в 40 долларов. Почему же крестьянам от этих сумм перепадает так мало? В Союзе фермеров не исключают, что среди трейдеров был заключен ценовой сговор. Если так, то последнее постановление правительства его нивелирует. Зерно позора. Казахстанскую пшеницу превратили в черную долговую дыру

Впрочем, в среде трейдеров иное мнение. Как рассказал нам один из экспортеров зерна и муки на условиях анонимности, высокие цены на мировых рынках доживают последние дни.

У нас есть серьезные конкуренты, которые готовы продавать и зерно, и его производные за меньшие деньги.

Не стоит забывать также о зернопереработчиках, которые теперь тоже будут вынуждены покупать пшеницу по более высокой стоимости.

Наш собеседник не исключил, что в перспективе решение кабмина может привести к удорожанию и муки, и всего, что из нее производится.

Сомнительным кажется решение о столь масштабном закупе и в свете последних событий: Генпрокуратура до сих пор выясняет, куда делись 7 миллионов тонн зерна прошлых урожаев со складов Продкорпорации. А тут – новые соблазны.

Но в Союзе фермеров о плохом предпочитают не думать, равно как и в минсельхозе.

– Мы все просчитывали вместе с минфином и министерством национальной экономики. Логика такая: сегодня цена находится в самых нижних пределах. Плюс закуп двух миллионов тонн, конечно, создаст определенный спрос, так что мы не думаем, что цена будет дальше падать, – говорит министр сельского хозяйства РК Умирзак ШУКЕЕВ.

– Государство может зерно хранить годами. А потом все равно появятся потребность и хорошая цена. Так что оно в любом случае уйдет! – вторит ему Ауезхан Даринов.

АСТАНА