Сможем ли мы когда-нибудь плавать на пароходах, обозревая с палубы цветущие берега знаменитого моря?
Или, поддавшись непатриотичным настроениям, оставим умирать Арал, не принимая никаких мер по его оживлению?
Можете мне не верить, но в нашей стране много талантливых ученых, имеющих свой взгляд на эту проблему и обладающих достаточным интеллектуальным багажом для решения сложной задачи.
Как известно, Аральское море - бессточный водоем в центре среднеазиатских пустынь. По данным 40-х годов прошлого века море простиралось на 430 км с юго-запада на северо-восток, ширина достигала 290 км, а максимальная глубина составляла 69 метров.
По своей площади Арал занимал третье место в мире среди озер Каспийского моря и озера Верхнего в Северной Америке. Площадь прежнего Арала была впечатляющей - около 68700 кв.км. Это не удивительно - ведь в него вливались воды двух крупнейших рек Средней Азии - Амударьи и Сырдарьи. Однако главным водным притоком была Амударья, средний годовой расход воды которой в низовьях составлял около 1300 кубометров в секунду, водоносность Сырдарьи была существенно меньше, - около 430 кубометров в секунду.
По минерализации воды Аральское море относилось к числу солоноватых водоемов - его соленость была примерно в 3 раза меньше солености мирового океана. На Арале процветало рыбное хозяйство. Однако теперь, пролетая над морем, можно увидеть иссохшие от зноя, ветра и соли корабли и рыбацкие судна, стоящие по самую ватерлинию в песке.
Аральская зона экологического бедствия стала известной во всем мире именно из-за необратимого обмеления.
Профессор Амангельды Скаков, эколог:
- В первой половине 20 века уровень воды с небольшими колебаниями держался на отметках, близких к 53,3 м над уровнем моря. С 1961 г. по 1970 г. уровень Аральского моря понизился на 2 метра. В последующие годы, с 1971 г. по 1990 г. этот уровень понизился уже примерно на 13 метров. Однако обмеление разделило Аральское море на два неодинаковых по площади озера, на две части, - малый Арал, куда поступал сток Сырдарьи, и большой Арал, питающийся водами Амударьи.
В перестроечное время с 1990 по 2003 годы уровень воды продолжал падать до отметки около 30,5 метров на Большом Арале. То есть за неполные полвека Арал обмелел на 23 метра, а его площадь уменьшилась более чем в два раза.
По космическим снимкам можно сравнить и сказать, что за 30 лет Малое море изменилось незначительно, в то время как Большой Арал продолжал сокращаться быстрыми темпами.
По данным совместной российско-узбекской экспедиции, проведенной в конце 2002 года, соленость вод Большого Арала увеличилась в восемь раз: с 10 до 80 (!) на поверхности, а в придонных слоях - до 90 промилле (г/л).
По составу солей Аральское море существенно отличается от Мирового океана, прежде всего более высоким содержанием сульфатов.
Усыхание Аральского моря, в свою очередь, сопровождалось нарушением гидрологического режима рек, засолением плодородных земель, внесением в окружающую среду большого количества химических веществ, сокращением или исчезновением дельтовых озер, тростниковых плавней, появлением обширных солончаковых пространств, ставших поставщиками солей и пыли в атмосферу (известно, что даже в Арктике находили следы аральской соли).
Причины экологической катастрофы
Водные ресурсы бассейнов Амударьи и Сырдарьи в зоне формирования стока в высокогорных районах Памира и Тянь-Шаня, оцениваются примерно в 75 и 37 кубических километров в год соответственно. В естественных условиях объемы стока из-за потерь на испарение и инфильтрацию уменьшились к устьям рек приблизительно наполовину, и в воды Арала в среднем поступало 50-60 кубических километров в год.
За 1911-1960 годы суммарный сток Амударьи и Сырдарьи составлял в среднем 56 кубических километров в год. Этот объем речного стока был достаточным, чтобы поддерживать уровень в относительно стабильном положении.
Однако во второй половине 20 века положение радикально изменилось - поступление речного стока к Аральскому морю стало быстро сокращаться. В 1980-х годах сток в Арал по рекам Амударья и Сырдарья в отдельные годы полностью отсутствовал.
Большинство исследователей полагают, что уменьшение притока вод к Аралу более чем на 80% вызвано безвозвратным изъятием стока на орошение.
С этим выводом, на мой взгляд, следует согласиться, но при том условии, что сокращение Аральского моря было запланированным и, как говорят сегодня, хорошо "раскрученным" в свое время проектом. Действительно, не одно поколение специалистов - гидрологов, гидротехников, географов выросло на учебниках, руководствах, наставлениях, в которых в качестве примера рационального использования водных ресурсов приводилось Аральское море. К примеру, А. Соколов в своей "Гидрографии СССР" (Гидрометеоиздат, Л., 1952) прямо указывает:
- В связи со строительством Главного Туркменского канала и изъятием значительной части стока Амударьи на орошение и обводнение, водный баланс Аральского моря изменится и уровень его понизится. И далее:
- При проектируемом изъятии из Амударьи в размере 400 м3/сек - кубометров в секунду (12,6 км3 в год) с доведением в дальнейшем до 600м3/сек (18,9км3 в год) уровень моря в первом случае понизится на 3 метра, во втором - на 7,4 метра. При снижении уровня воды произойдет увеличение солености воды Аральского моря.
Теперь очевидно, что изъятия стока не ограничились расчетными величинами. В настоящее время использование водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи в устьях оценивается соответственно в 87 и 90%, а уровень воды в Арале упал не на 7 метров, а на 23 метра!
В чем же причины такого явного несоответствия поставленных целей и конечного результата, вопиющих ошибок в прогнозах данных? Таких причин, по-моему, несколько.
Во-первых. По своим масштабам проект освоения пустынных земель в советский период не имел равных. В этой связи велика была политическая составляющая в разработке и реализации этого проекта века. Следует отметить, что освоение Голодной степи и строительство Каракумского канала началось еще до революции в российской империи на средства царской семьи. Нужно также учесть, что исторически народы Центральной Азии в течение многих веков своей истории занимались орошаемым земледелием. Поэтому, с учетом имевшегося задела, реализация намеченных водных проектов на территории бывших советских республик в регионе проводилась опережающими темпами.
Если в начале 20 века в бассейне Арала проживало 7-8 миллионов человек, а на 3,5 миллионов га проводились ирригационные работы и орошение, то к 1990 году площадь орошаемых земель возросла до 8 миллионов га, а численность населения выросла в 7 раз, превысив 50 миллионов человек.
Во-вторых. Были и просчеты, объяснить которые сейчас можно желанием ученых и специалистов под прессингом планов экстенсивного хозяйствования наиболее просто и быстро обосновать поставленную политиками задачу. Для чего проводить всесторонний анализ имеющихся данных не было нужды. Иначе чем можно объяснить полное нежелание при гидрологических расчетах учитывать долговременные или вековые колебания уникального бессточного водоема?
Исследователи конца 19-го начала 20 века указывали на ряд особенностей Аральского моря, обусловленных характером его питания и водным режимом.
Было достаточно четко установлено, что колебания уровня воды в Арале находятся в противофазе к Каспийскому морю, тоже бессточному водоему, 80% питания которого формируется в бассейне Волги.
На страницах научной печати в середине прошлого века шла оживленная дискуссия об "усыхании степей Центральной Азии в исторический период". Появились работы Л. Гумилева, А.Шнитникова, показавшие возможность существенных колебаний уровней бессточных водоемов Центральной Азии на основе геологических данных, китайских летописей, трудов арабских и русских ученых исследователей.
Так, Лев Гумилев в своей работе о режимах увлажнения Евразии в древности (журнал "Вестник ЛГУ", 1966) отмечал, что в отдельные периоды, например, 10-5 вв. до н.э., уровень Каспия стоял высоко и этой эпохой можно датировать одно из усыханий Балхаша и регрессию (сокращение) Аральского моря. Во 2-м тысячелетии до н.э. наоборот, отмечалась регрессия Каспия и трансгрессия (наступление) Арала и Балхаша. Далее он отмечает, что в отдельные периоды появлялись озера в ныне сухих котловинах, где заканчиваются реки Чу и Сарысу.
В-третьих. Еще один важный момент, которому в свое время не уделялось должного внимания - малая соленость Аральского моря, лежащего почти в центре пустынь. На первый взгляд это кажется труднообъяснимым. В самом деле, получая огромное количество солей, приносимых в него Амударьей и Сырдарьей, Арал мог бы достигнуть той степени солености, которую он имел в период наполнения всего за 300 лет. Время же образования этого водоема, по геологическим данным, исчисляется десятками тысяч лет.
Отсюда вывод - море в значительной мере сокращалось и ранее, а возможно и пересыхало. Наполнение его вновь начиналось с поступления пресных речных вод, рост солености которых затем обеспечивался испарением.
Предложенный сценарий неожиданно совсем недавно получил фактическое подтверждение.
Сенсационную находку сделали казахстанские археологи. На обсохшем дне Аральского моря, неподалеку от острова Барса-Кельмес, были обнаружены остатки мавзолея, возраст которых ориентировочно определяется 10-12 веками. Предполагается, что здесь был погребен человек, а возможно, и семья из знатного рода. К западу и северу также были обнаружены погребения и останки 11 человек. Развалины находятся на том месте, где еще несколько десятков лет назад плескалось море глубиной до 20 метров. Эта находка может внести серьезные коррективы в устоявшиеся представления о том, что Аральское море сейчас пересыхает целиком из-за деятельности человека.
Еще в 1940 году члены Хорезмской экспедиции, руководимой профессором МГУ С. Толстовым, пролетая над Аральским морем, заметили на дне расплывчатые очертания, похожие на древнее городище. Но тогда это отнесли к миражу.
Находка подтверждает имеющиеся исторические сведения, указывающие на то, что периоды высыхания и наполнения Арала, как, впрочем, и других бессточных водоемов Центральной Азии, носят циклический характер.
Исходя из приведенных выше фактов, можно заключить, что изъятия водных ресурсов, основанные на положении о постоянстве водных ресурсов, совпали с периодом недостаточного увлажнения в бассейнах рек Амударья и Сырдарья. Интенсификация гидротехнических мероприятий, ирригация и масштабные мелиоративные работы в регионе, привели к нарушению водного баланса бессточного водоема и в значительной степени спровоцировали процессы деградации Арала, а также обострение экологической ситуации в целом.
О перспективах развития ситуации
При сохранении существующей тенденции в характере увлажнения региона, сценарии, описывающие вероятное будущее Арала, не отличаются большим разнообразием.
Скорее всего, более обширная и мелкая восточная котловина Большого Арала глубиной 4 - 5 метров продержится еще около десятка лет и может высохнуть полностью. Западная, более глубоководная часть, будет существовать достаточно долго, а возможно, и не исчезнет до конца, так как ее водный баланс будет поддерживаться осадками и остаточным стоком рек. Прогноз для Малого Арала более утешителен, хотя и здесь во многом его состояние будет определяться рациональным водопользованием.
Еще несколько лет назад Казахстан и Узбекистан рассчитывали на целевую помощь Всемирного банка, эксперты которого в течение ряда лет тщательно (!) изучали ситуацию. Недавно американский Центр стратегического прогнозирования сообщил, что Всемирный банк вычеркнул Аральское море из своих программ, как "не подлежащее спасению".
Японские ученые предлагают Казахстану разделить Аральское море на три части и по реке Амударье отвести часть воды на территорию Афганистана для орошения хлопковых полей…
Именно таким может стать Аральское море, если Казахстан примет предложение, поступившее недавно от японского Фонда инфраструктуры. Причина возросшего интереса транснациональных компаний к Аралу - судьба Афганистана, остро нуждающегося в воде. Афганистан имеет законное право на 9 кубокилометров амударьинской воды. Годовой сток реки составляет 60 кубокилометров, но до Арала доходит лишь его десятая часть, остальное разбирается на орошение Узбекистаном и Туркменистаном.
На Токийской конференции по послевоенному обустройству Афганистана (в январе 2002 г.) этот проект получил поддержку Мирового банка. Таким образом, Казахстану предложено ликвидировать Арал как абсолютно безнадежный для возрождения водный объект. По мнению сотрудников японского Фонда инфраструктуры, занимающегося проблемой Арала в течение десяти лет, это окончательный вывод.
Согласуется это и с сегодняшней позицией Казахстана.
Секретарь Совета по устойчивому развитию Республики Казахстан Б. Бекниязов на Двенадцатой сессии Комиссии ООН по устойчивому развитию 29 апреля 2004 года предложил вынести на Генеральную Ассамблею ООН обсуждение специальной резолюции по Аралу, которая дала бы необходимую оценку ситуации, складывающейся вокруг гибели Аральского моря, и содержала бы рекомендации по решению различных аспектов данной проблемы.
В средствах массовой информации появилась информация о новом "проекте века", к реализации которого приступили в Туркменистане. Уже вложены немалые деньги в рукотворное "Золотое озеро Каракумов" - таково рабочее название искусственного моря. Предполагается, что площадь моря составит 2 тысячи квадратных километров. Стоимость проекта - до 5 миллиардов долларов. Около 1000 километров каналов будут построены для отвода воды из Амударьи до пересохшего озера Карашор, которое выбрано в качестве претендента на новое море. Таким образом, Туркменистан рассчитывает увеличить площадь орошаемых земель до 5 миллионов гектаров и решить, наконец, извечную проблему нехватки воды.
В действительности же все будет иначе: вода исчезнет вследствие испарения, произойдет засоление огромных площадей и, в конечном итоге, пострадают новые регионы. Ученые из Узбекистана уверены, что этот фантастический проект губителен для Приаралья и еще больше расшатает водный баланс всей Центральной Азии. В прошлом году воды Амударьи едва достигли узбекского северо-запада - Каракалпакстана, который и без того уже несколько лет умирает от засухи.
Предложения
Расчеты показывают, что проблема сохранения Аральского моря может решаться более эффективно даже исходя из имеющихся водных ресурсов на основе координации многочисленных проектов и предложений, подготовленных учеными Центрально-Азиатских стран и международных организаций за прошедший период.
Для этого необходима полномасштабная экспертиза проблемы с привлечением ведущих отечественных ученых, специалистов экологов, гидрологов, гидротехников, аграриев, экономистов, климатологов, биологов и т.д..
Нужен анализ всех исследовательских проектов, выполненных за счет международных организаций для Аральского региона.
Необходимо организовать комплексные наблюдения и мониторинг экологической ситуации для всего Приаралья, или, по крайней мере, для его казахстанской части. Важен именно мониторинг как система постоянных наблюдений, контроля и принятия решений, а не отрывочные обследования и разовые выезды.
Текущий год показал, что при наличии острейшей потребности в воде для Аральского моря, паводковые воды Сырдарьи пропустить по руслу реки в полном объеме не удалось. Паводок, пик которого был в значительной мере срезан системой регулирующих водохранилищ, вызвал затопление ряда населенных пунктов и отдельных районов Кызылорды. "Избыток" воды был опять сработан в Арансай.
Простых решений сложной проблемы не существует. Проблема Аральского масштаба требует к себе соответствующего осторожного и уважительного отношения. Нужно сделать выводы, основанные на учете собственных ошибок, усвоить уроки прошлого.
Сейчас же складывается впечатление, что многие решения по указанной проблеме принимаются в спешке, без учета вновь открывшихся обстоятельств и данных научных исследований.