Шокируй меня по-французски

Алматы старательно держит статус джазового города – уже в десятый раз проходит фестиваль “Международный праздник джаза”, организованный Тагиром ЗАРИПОВЫМ и его командой. Тагир Михайлович – один из штучных пропагандистов импровизационной музыки в стране. За эти годы фестиваль сменил название (кто-то наверняка помнит более звучное Jazz from A to Z) и команду организаторов. Но неизменной осталась формула: “Апрель – время джаза в Алматы”.

Шоком нынешнего форума стало выступление в Алматы французского скрипача Дидье ЛОКВУДА – мировой джазовой звезды. Скрипка – не самый распространенный инструмент в джазе, за ней тянется академический шлейф. Поэтому услышать по-настоящему выдающегося джазового скрипача – это редкая удача.

В алматинском визите Дидье сопровождал его брат – известный пианист Франсис ЛОКВУД. Даже в самом начале их выступления, когда до апофеоза было далеко, – музыканты играли баллады, джаз-вальсы, блюзы – стали происходить какие-то магические вещи. Вместе со звуками фортепиано и скрипки зал Алматинского дворца школьников наполнился атмосферой респектабельных европейских джазовых форумов. Это была довольно камерная и светлая программа, хотя музыканты и позволяли себе похулиганить. Играя номер соло, пианист “покусился” на до-минорную прелюдию Баха, смешав ее с джаз-роком. Дидье в свою очередь был обложен педалями звуковых процессоров не хуже рок-гитариста – октавер, дилей, дисторшн, “квакушка” – коими он постоянно пользовался. Мог, например, опереть скрипочку на стул и изображать игру на контрабасе, причем – в соответствующем диапазоне. А потом скрипач устроил нечто, о чем долго будут говорить в Алматы. В одиночестве (при помощи своего оборудования, куда он прямо на ходу записывал различные партии) Дидье Локвуд исполнил целую симфоническую сюиту с дикими восточными плясками, китайским фанком и цыганщиной. После того как он, не переставая истово играть, сделал променад по зрительному залу и завершил этот феерический номер, не хотелось говорить ничего. Маэстро также предложил своеобразный джем-сейшн на тему кюя “Балбыраун” в дуэте с исполнителем на домбре. Позже к ним присоединился целый ансамбль казахских инструментов.

В тот же, четвертый, фестивальный день на сцену вышел квартет из Австрии Falb Fiction. Ошибкой организаторов было выпустить этих молодых и очень талантливых ребят после сногсшибательного сета Локвудов. Однако свою публику австрийцы нашли благодаря выразительным средствам, понятным молодежи. Наряду с грамотным свингом и бибопом они без стеснения использовали современные субкультурные фишки – трип-хоп, драм-н-бейс и пр. Что-то узнаваемое и почти родное можно было услышать в музыке от немецкого коллектива Das Kapital, обитающего в Париже. Среди смеси восточногерманских, еврейских и прочих мелодий даже промелькнула детская песенка “Голубой вагон” из мультфильма про Чебурашку. Музыканты исполняют произведения Ханнса АЙСЛЕРА – автора гимна ГДР, позже перебравшегося в Америку и писавшего музыку для голливудских фильмов. Внутри их очень импровизационной и даже авангардной музыки с политическим уклоном всегда было место для четкой структуры.

Открыли же фестиваль чернокожие музыканты из Нового Орлеана. Выступление американского трубача и вокалиста Шамарра АЛЛЕНА и группы Underdawgs повеселило алматинскую публику вдоволь. Искушенные зрители в холле недоумевали, зачем было лететь через полмира, чтобы играть каверы – свои версии старых джазовых и ритм-н-блюзовых хитов от Луи Армстронга до The Jackson Five. Причем не сказать, что самые сногсшибательные версии. Программа была скорей для веселья в клубе, чем для фестивальной площадки. Как правило, музыкантов с хорошим бэкграундом поставляет на алматинский фестиваль Турция. На сей раз эту страну представляла Сибель КЁСЕ, продемонстрировавшая отменное владение джазовым вокалом.

Из казахстанских составов порадовал новый коллектив Night Jazz, где встретились два профи – пианист Гоча СИРАДЗЕ и джазовый ветеран, саксофонист Константин ДОБРОВОЛЬСКИЙ. Получилась очень солидная программа, без поправок на местность. Также в фестивале приняли участие казахстанские джазовые авторитеты: пианист Виктор ХОМЕНКОВ и гитарист Владимир ОСИПОВ с их группой “ХО”, подопечные Тагира Зарипова – молодежный джаз-бенд “Алматы” и новый коллектив No Time. На этом весеннее джазовое обострение в Алматы не заканчивается. 6 мая состоится также ставший традиционным фестиваль Рустама ОСПАНОВА Jazzystan, где выступят, без преувеличения, самые яркие японские коллективы Soil & Pimp Sessions, JAM, Quasimode, Root Soul.