В “КАРАВАН” обратилась мама первоклассницы Альбины Асия МИНКЕЕВА:
– Мы живем в доме 9 на улице Сауран. Школа-лицей № 59 от нас в двух шагах. Мы рассчитывали, что в нее и будет ходить дочь – по месту жительства, как и полагается. Однако получили от ворот поворот. Объяснили нам, что школа работает чуть ли не в четыре смены. И отправили определяться в школу № 75, которая находится через семь кварталов от дома – это несколько остановок. Причем все магистрали, в том числе Орынбор, – очень оживленные. Как ребенок будет добираться до школы и обратно?.. Ничего нам не удалось выяснить и насчет школьного автобуса – то ли будет он собирать и развозить детей, то ли нет. А ведь речь идет о безопасности!
Это далеко не единственный подобный звонок в редакцию. Как выяснилось, решают такие проблемы родители по-разному. Те, кто может себе это позволить, устраивают детей в частные учебные заведения, где школьный автобус есть обязательно. Другие пытаются “договариваться” с руководством школ. Третьим, работающим папам и мамам, остается смириться и выписывать из аулов сестренок-братишек-бабушек, чтобы те водили первоклашек в школу и забирали обратно.
Есть школы, где деятельно работают родительские комитеты, взявшие вопросы доставки на себя. Они арендуют автобусы за родительские взносы.
Учитывая перегруженность школ, все районы города поделили на микроучастки, относящиеся к той или иной школе. Особенно остра проблема для новостроек левого берега. Детей в многоэтажных жилых комплексах настолько много, что в действующих школах занятия идут в три, а то и в четыре смены. В той же школе-лицее № 59, как пояснила “КАРАВАНУ” завуч Камиля ЖАПИНА, последняя смена школьников заходит на занятия в 16.10.
– В классах – по 40–42 ученика. Это сложно и для преподавателя, и для школьников. О каком качестве знаний можно вести речь в таких условиях? Родители это тоже должны учитывать, – говорит она.
Ну а то, что возникают споры по тому или иному микроучастку, это вполне понятно, особенно в “пограничных” жилых комплексах.
В городском управлении образования в преддверии учебного года тоже не смолкают телефоны:
– Наиболее часто задаваемый вопрос – о микроучастках, – пояснили нам в отделе общего среднего образования управления образования г. Астаны. – Родители недовольны, когда ребенок вынужден ездить в школу за несколько остановок, хотя ближайшая школа находится рядом с домом. Однако в городе есть переуплотненные школы – №3, 64, 17, 60, 59, 66, которые не могут принять всех учащихся по месту проживания. Поэтому вновь прибывших направляют в другие школы.
Причину такой ситуации городские власти называют давно: миграция населения. Слишком много казахстанцев устремляются в Астану в поисках лучшей доли.
Обратимся к цифрам. В 1998 году в городе было 37 школ, в них обучалась 41 тысяча учащихся. В 2013–2014 годах в Астане действовало 84 школы (из них 12 – частные), в них училось 94 712 детей. А на новый учебный год, по предварительным прогнозам управления образования г. Астаны, будет более 100 тысяч учащихся. В прошлом году эта цифра составляла 86 663.
Школы строятся, но гораздо медленнее, чем растет население. Весной начала работать новая школа № 72 на 1 200 мест. Завершено строительство школы № 73, несколько школ откроется в октябре – ноябре этого года, начнут переводить детей туда, разгружая особо переполненные учебные заведения. Но даже если в 2014 году и будет введено 9 школ на 10 700 мест, полностью проблему не решить и от “трехсменки” никак не уйти. Во всяком случае в ближайшее время.